Статистическая обработка полученных данных

Чтобы проверить гипотезы своего исследования, получить новую информацию об изучаемом объекте, социолог должен придать собранным эмпирическим данным такую числовую форму, которая бы сделала наглядными имеющиеся зависимости и соотношения. Упорядочение эмпирических данных путем представления их в наглядном числовом или графическом виде называется обработкой первичной социологической информации. Обработка первичных данных с последующим анализом составляет заключительный (результирующий) этап социологического исследования, который находит свое полное отражение в итоговом отчете.

Обработка первичных данных (анкет) предполагает следующие этапы:

1. Редактирование анкет заключается в проверке качества анкет на полноту и точность заполнения, корректировке ошибок, выбраковке неправильно заполненных анкет. Если в анкете отсутствуют ответы на 20% и более вопросов, либо на 2-3 вопроса в социально-демографическом блоке, она отбраковывается как некачественная, потому что способна внести существенные искажения в социологическую информацию. Если число отсутствующих ответов не превышает 10% от общего количества заданных вопросов, допускается возможность, опираясь на логику ответов респондента на другие вопросы, восстановить пропущенные ответы. При контроле анкет считается целесообразным проверить их на наличие противоречивых ответов на вопросы. Например, если респондент на вопрос о занятиях спортом ответил «не интересуюсь», в другом вопросе о способах проведения свободного времени указывает «играю в футбол», можно говорить о противоречии. Его легко снять, исправив ответ «не интересуюсь» на вариант «интересуюсь иногда». Если таких противоречий несколько и они не столь легко разрешимы, анкета исключается из анализа. Бывает, что в вопросах, на которые просят дать альтернативный (только один) ответ, респондент отмечает несколько вариантов ответа. Социолог учитывает первый данный ответ, остальные зачеркивает.

2. Следующая процедура обработки информации – кодирование (присвоение индекса, кода) вариантов ответа. Она начинается еще на стадии разработки инструмента, когда формулируются вопросы анкеты и каждому варианту ответа присваивается определенный номер (код). Это позволяет использовать статистические приемы обработки данных и облегчает использование специализированных компьютерных программ (например, SPSS). Существуют две общепринятые системы кодирования: порядковая (см. Приложение) и позиционная. В порядковой системе осуществляется сплошная нумерация всех вариантов ответов, в позиционной подряд нумеруются вопросы, а ответы на каждый вопрос нумеруются автономно.

Некоторую сложность представляет кодирование полузакрытых и открытых вопросов. В открытых вопросах социолог сталкивается с различными ответами на поставленный вопрос. Их следует упорядочить и классифицировать. Сначала все встречающиеся суждения по какому-либо вопросу выписывают на отдельный лист, затем они группируются по интересующему социолога признаку, каждой группе присваивается свой код, которым пронумеровываются соответствующие ответы в анкетах. Таких обобщенных групп не должно быть больше 3-4. В противном случае нужно говорить о недостаточной проработке методического инструмента (вопросника). Например, для исследования бюджета времени студента важно знать, какие учебные дисциплины требуют максимальной самостоятельной подготовки. Целесообразно весь перечень дисциплин разбить на несколько групп, присвоив каждой свой номер, например: естественно-научные (код 1), социально-гуманитарные (код 2), технические (код 3). После этого в заполненных анкетах после вопроса «Какая дисциплина требует большего времени для самоподготовки?» разнообразные ответы кодифицируются 1,2 или 3. Так же поступают с полузакрытыми вопросами. Свободные варианты ответа («другое») классифицируются, кодифицируются и вносятся под соответствующими номерами в анкеты.

Кодифицирование первичной социологической информации позволяет перейти к ее статистической обработке (ручной или машинной). Считается, что если анкет больше 100, целесообразно использовать компьютерные программы (SPSS, SAS), меньшие количества можно рассчитать вручную, используя статистические формулы обработки данных.

3. Статистический анализ, используя разнообразные приемы обобщения, позволяет наглядно представить соотношения и распределения признаков и свойств изучаемого объекта.

— Одним из простых способов обобщения является группировка. Она позволяет выделить среди всех респондентов группы с одним или больше сходными признаками, что облегчает дальнейший анализ и изучение. Группировка по одному признаку называется простой, по двум и более – сложной (или комбинационной). Подытоживая число ответов на вопросы анкеты, исследователь делает не что иное, как простую группировку респондентов по интересующему его признаку (вопросу). Процентная величина вычисляется по формуле:

Статистическая обработка полученных данных

где

Статистическая обработка полученных данных

— общее число респондентов, подлежащих групировке;

Статистическая обработка полученных данных

— число респондентов в группе с одинаковым признаком.

Если на вопрос «Где вы обычно выполняете домашние задания?» из 100 опрошенных студентов 40 ответили, что дома или в общежитии, 30 – что в библиотеке, а 20 – в дороге, то простая группировка дает информацию, что 40% респондентов, участвующих в опросе, делают домашние задания дома, 30% — в библиотеке и 20% — в дороге. Если вас интересует в целях вашего опроса, сколько из них юношей, а сколько девушек, вы можете произвести комбинационную группировку. Приняв каждую из полученных групп за 100%, посмотрите, какую часть из них составляют юноши и девушки. Например, вы выясните, что из 40% делающих домашние задания дома 90% оказались девушки, а 10% юноши, из 30% работающих в библиотеке 80% составляют юноши и 20% девушки, а 20% выполняющих домашнее задание в дороге целиком состоят из представителей мужского пола, вы можете сделать вывод о зависимости стиля выполнения домашнего задания от пола. А если вы сгруппируете показатели места выполнения домашнего задания и половую принадлежность с возрастными особенностями (сколько в каждой из интересующих вас групп студентов, например, до 18 лет, 18-20 лет и старше 20 лет), то получите сведения о зависимости отношения к выполнению домашнего задания и от возраста. Как видите, комбинационная группировка позволяет более масштабно представить объект исследования, получить более разностороннюю информацию, поэтому такую группировку еще называют аналитической.

n Чтобы наглядно представить количество и разнообразие полученных группировок, отражающих частоту распределения какого-либо признака (признаков) изучаемого объекта, прибегают к построению рядов распределениякаждой изучавшейся переменной (например, пола, возраста, места выполнения домашнего задания и т.д.). Ряды распределения делятся на атрибутивные и вариационные. Атрибутивный ряд отражает результат группировки респондентов по качественным признакам – полу, профессии, социальному статусу, основным жизненным ценностям, типам увлечений и т.п. (таблица 1).

Основы математической статистики. Урок 2. Первичная статистическая обработка результатов измерений

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector