Объект исследования

История города Кудымкар

Догадка

Кудымкар может стать туристическимцентром Прикамья.

Цель работы

Познакомить с историей города, поведать о известных жителях, пригласить в музеи .

Задачи

Изучить по данной теме, отыскать данные в Интернете.

Главная часть

Неспециализированная информация

Куды?мкар (коми — пермяцк .Кудымкoр) — город (с 1938) в Пермском крае России, административный центр Кудымкарского муниципального района. Имеет статус муниципального округа. До 1 декабря 2005 года Кудымкар являлся административным центром Коми-Пермяцкого независимого округа. Расположен на обоих берегах Иньвы (приток Камы) и частично на левобережье её притока Кувы, в самый освоенной южной части округа на автомагистрали Гайны — Менделеево, в 201 км от Перми.Кудымкар есть одним из мест в которых в 9-10 столетиях формировались народы коми. В состав Русского страны Кудымкар попал в первой половине 70-ых годов пятнадцатого века. в течении 16 века русские начинают заселять Кудымкар. Во второй половине 40-ых годов XVII века, тогда еще «Кудымкор» – есть погостом, другими словами центром округи. 18 век — в городе размешалось управление Иньвенским имением промышленников Строгановых. С 1927 годы был запущен чугуноплавильный завод. Потом создается леспромхоз, мебельная фабрика, льнозавод, кожевенный завод. Статус города Кудымкару был присвоен 1938 году. На сегодня численность населения г. Кудымкар образовывает чуть более 31 тыс. человек, более половины населения коми-пермяки.Базу экономики города составляют такие предприятия, как ОАО “Молоко”, мясокомбинат. В целом экономическая ситуация Кудымкара более благоприятна нежили недалеко от лежащей сельской местности.В Кудымкаре находятся памятки старины, Никольский здание 18 и собор века бывшего управления Строгановых.

Экскурс в историю.

Центр будущего города начиная с VII века занимало Кудымкарское городище(«Красная горка»).В письменных источниках Кудымкар в первый раз упомянут во второй половине 70-ых годов шестнадцатого века. В первой половине 70-ых годов пятнадцатого века Кудымкар вместе с Пермью Великой был включён в состав Столичного княжества. В семнадцатом веке Кудымкар преобразовывается в центр края. В Кудымкаре находится Кудымкарское городище «Изъюр» («Каменная голова») либо «Красная горка». Это историческая часть города. Городище появилось в седьмом веке как центр одного из Коми-Пермяцких племен, обитавшего в верховьях рек Иньва и по течению реки Кува. В соответствии с легенде, как раз с начал и этого места собственную историю Кудымкар. Это самая высокая точка в городе. Успешное размещение служило не только красивой защитой от неприятелей, но и разрешало древним племенам быть ближе к богу и Солнцу-покровителю Ену. С его большого берега Кувинского пруда виден целый город. На его южном склоне выделяется неповторимым архитектурным выполнением Свято-Никольская церковь — главной символ-знак города.Куды?мкарское городище — монумент родановской археологической культуры (Пермь Великая). Городище находится в центре Кудымкара , на выступе большого (40 м) левого берега реки Кува.При Кудым-Оше, по его настоянию, его городище было перенесено для безопасности из низины на большой берег реки, в местечко, носящее наименование Красная Гора. В том месте пребывало родовое святилище, и его основная жрица Потoсь либо, по второй версии, Чикыш (

Ку?дым-Ош

Ку?дым-Ош ( Кудын-Ош; коми-пермяцк. Кудiн Ош букв. Медведь с устья реки Ку) — легендарный богатырь, культурный храбрец, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, и жрец и вождь, наделённый сверхъестественной силой.

Об имени Кудым-Оша существует пара фольклорных предположений: он был сильный, как ош (медведь); был похожим медведя; его мать Пoвсин Одноглазая, дама могучая и владеющая колдовскими свойствами, родила сына в следствии сожительства с медведем. В соответствии с самый распространённой версии, Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, что в один момент был жрецом-памом (паном), т.е. совмещал функции главы публичной, военной и культовой деятельности собственного рода. По окончании того, как папа Кудым-Оша погиб в одном из походов , он стал новым главой рода и взял соответствующие символы отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он всегда носил на груди. Среди родов род Кудым–Ош был сильнейшим, а среди вождей никто не имел возможности сравниться с ним по силе. Помимо этого, Кудым — Ош владел колдовскими свойствами: был неуязвим для топора; смертельно раненный стрелой, до трёх раз имел возможность оживать, прижимаясь взятой раной к почва; был способен позвать на реке бурю, дабы отогнать нападавших неприятелей.

В отличие от собственного отца, Кудым-Ош больше прославился не походами , а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Помимо этого он, выступая в роли культуртрегера, распространял культурные успехи соседних народов, до этого малоизвестные древним к.-п., не только среди сородичей, но и по всему коми-пермяцкому краю. Так, из одной из собственных поездок он привёз семена разных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Благодаря ему же у коми показалось железо: Кудым-Ош сам нашёл залежи руды, выплавил из неё железо и изготовил первые металлические орудия. С возникновением металлических орудий коми-пермяки стали изготавливать долблёные лодки, до того они плавали на плотах.

В цикле преданий о Кудым-Оше господствует сюжет о его женитьбе и сватовстве на мансийской княжне Костo. Кудым –Ош отправляется сватать княжну по совету колдуньи Потoсь (Чикыш), которая имела тайной целью погубить его, потому, что знала, что никто из отправившихся сватать Костo не возвратился назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, по причине того, что, заметив невесту воочию, отказались от своих намерений. Женихов отпугивало некрасивое, мохнатое, более похожее на звериное, чем на людскую, лицо Костo. В действительности она была красавицей, но её мать, дабы дать дочери возможность самой выбрать жениха, мужа, обклеила лицо Костo кусочками телячьей шкуры. Настоящего лица Костo не видел кроме того её папа. В то время, когда Кудым-Ош вошёл в шатёр, в котором пребывала княжна, пред ним предстала женщина с красивыми глазами, но ужасным лицом. Заметив Кудым-Оша Костo осознала, что это её суженый, она оторвала кусочек шкуры и продемонстрировала, что под ней ласковая белая девичья кожа. Кудым-Ош подтвердил князю собственное желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костo от шкуры. Сыграли свадьбу, а по возвращении Кудым-Оша в родное городище с княжной — вторую.

Кудым–Ош жил весьма долго, в один раз к нему приходила смерть, но он прогнал её. Наконец, предчувствуя собственный финиш, собрал всех сородичей и заявил, что сразу после его смерти у него изо рта отправится пена, ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт часть его богатырской силы. По второй версии, Кудым-Ош прожил 150 лет, а перед смертью приказал похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном металлическими обручами, и сказал, что когда-нибудь ещё возвратится на эту почву.

Кудым-Ош считается основателем Кудымкара. В историческом центре города ему установлен монумент.

Достопримечательности

В Кудымкарском районе большое количество занимательных достопримечательностей. В селе Кува находится страно прекрасный сосновый бор «Софья». В соответствии с легенде, собственный наименование он взял, в то время, когда первые летчики, пролетая осенним днем над бором, прочли слово «Софья».

Основная река Кудымкарского района — Иньва. У ее истоков возможно отыскать большое количество необыкновенного. К примеру, камни «Лодочки любви», каковые находятся вблизи деревни Мошева. Они относятся к палеозойской эре, а их возраст колеблется в пределах 250-330 миллионов лет! Эти камни — еще одно подтверждение того, что на данной территории когда-то, давным давно, плескалось старое Пермское море.

Второе кудымкарское чудо — «Чудесный камень» в селеОшиб. Солидная его часть уходит в глубь почвы и выяснить размеры камня нереально. Рядом с ним устраивали гадания, а в сутки Святой Троицы местные обитатели приносили камню подарки в виде питья и еды. По большому счету Коми Округ богат на чудеса. В древности на этих почвах жил мифический народ — «чудь». Чудские люди были невысокого роста, ни с кем не общались и не осознавали ни русского, ни языка коми — так говорят старики. Считается, что природа чуди была неоднозначной: наполовину это были люди, наполовину — сверхъестественные существа, родственные духам. Но они не смогли обезопасисть себя, в то время, когда в их края пришли чужие люди — переселенцы. И провалились сквозь землю. По одной версии, чудские люди заживо похоронили себя в глубоких норах в лесу, а по второй, переселились в параллельный мир.По легенде, у чуди были несметные достатки, но они не смогли их забрать с собой и по всей пермской почва запрятаны золотые чудские клады, каковые никогда не раскрываются современным людям. Дабы отыскать данный клад, необходимо знать заветные слова, тогда клад покажется сам, по причине того, что эти сокровища защищены так называемым «завещанием чуди». До сих пор старожилы утверждают, что время от времени из леса появляются люди с бледной кожей («чудь белоглазая») либо гиганты, каковые похищают людей. Поговаривают, что в сёлах рядом от Кудымкара местные обитатели видят йети — Ейети. А недавно у старого могильника была отыскан зуб… вампира.

предмет и Объект изучения


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: