Методы социологического исследования

Всего возможно указать на десять главных способов: 1) анализ документов; 2) контент-анализ; 3) социальное (социологическое) наблюдение; 4) анкетирование; 5) интервью; 6) способ экспертных оценок; 7) социометрический опрос; 8) тестирование; 9) социальный (социологический) опыт; 10) мониторинг.

Анализ документов предполагает систематическое изучение разных источников (книг, исходников, видео– и аудиозаписей, электронных файлов и т. п.) с целью получения самая полной и правильной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии очень широка: его нельзя сводить к тому, что в большинстве случаев знают под документальным произведением в области мастерства:

«Документ – средство закрепления каким-либо методом на особом материале информации о мыслительной деятельности и фактах действительности человека. Ко мне относятся научные публикации, отчеты по прошлым изучениям, разные статистические и ведомственные документы»[126]126

В том месте же. С. 146–147.

Главная цель анализа документов содержится в изучении письменных (и аналогичных им) источников – или методом классического (качественного) изучения, или на основании формализованных (количественных) способов, самый распространенным из которых есть контент-анализ.

Контент-анализ – способ количественных изучений документальной информации, основанный на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные чертей и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой (либо записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой»[127]127

Ядов В.А. Стратегия социологического изучения. М., 2001. С. 216.

Изучение по способу контент-анализа начинается, в большинстве случаев, с выделения главных смысловых единиц текста, каковые составляют базу для рабочих догадок, продуцируемых методологическими предпосылками данного изучения; основная цель всех формальных процедур контент-анализа – обеспечить надежность и полноту приобретаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение – это способ сбора социологических данных методом яркого изучения того либо иного социального явления в его естественных условиях. Главные задачи социального наблюдения как научного способа в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

«(а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заблаговременно обдуманной программе; (в) все сведенья наблюдения фиксируются в протоколах либо ежедневниках по определенной совокупности; (г) информация, полученная методом наблюдения, обязана поддаваться контролю на устойчивость и обоснованность»[128]128

В том месте же. С. 195.

Классифицировать социальные наблюдения возможно по-различному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и неконтролируемое, полевое и лабораторное и т. д. Подробный анализ главных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Анкетирование – способ так именуемого соцопроса («опрос – метод получения вербальной (устной либо письменной) информации методом прямого либо косвенного сотрудничества исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи особых документов»[129]129

Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. М., 1999. С. 268.

), где респондент заполняет особую анкету, отвечая на те либо иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особенном внутреннем единстве, согласованности, и в следствии, разбирая совокупность всех вопросов, исследователь приобретает нужный для рабочей догадки массив социальной информации.

Интервью – способ устного опроса, где изучение проходит в форме особенной беседы (формализованной либо неформализованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психотерапевтические отношения, каковые устанавливаются между респондентом и интервьюером, создают много преимуществ чтобы получить информацию, малодоступной методом анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Основная неприятность – сведение к минимуму «раздражающего» влияния личности интервьюера»[130]130

Ядов В.А. Стратегия социологического изучения. С. 281.

На протяжении проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервьюированию, что может много означать для самого процесса социологического изучения.

Способ экспертных оценок (экспертный опрос) – вид опроса (устного либо письменного), где исследователь приобретает данные от высококвалифицированных экспертов в данной области знания. Это особенный тип изучения, используемый по большей части в отношении непростых социальных неприятностей.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение догадок, пополнение интерпретации и разработку прогноза определенных социальных процессов и явлений. В таких опросах господствуют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены только для оценки уровня уверенности, меры согласия либо несогласия с уже высказанными позициями вторых экспертов»[131]131

В том месте же. С. 279.

Одним из вариантов экспертного опроса есть так называемый дельфийский способ (по заглавию древнегреческого города Дельфы): тут практикуется неоднократное обращение к специалистам с постепенным уточнением их позиций по разным нюансам неприятности с последующей попыткой оценить кроме этого уровень согласованности специалистов по самые важным пунктам.

Социометрический опрос – особенный тип опроса, где объектом изучения есть малая несколько. Тут анализируются межличностные отношения в малых групп и выявляются так именуемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы всецело свободны в собственных контактах). Результат изучения – составление особенных графических изображений и матриц, показывающих сотрудничество между участниками группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения участников групп) и социограмм (графических изображений связей в группы)»[132]132

Резник Ю.М. Введению в социальную теорию. Социальная эпистемология. С. 269.

Социометрический способ кроме этого обширно употребляется в других науках – психологии, этнографии, антропологии и т. п.

Тестирование – метод проведения изучения при помощи особых методик, именуемых тестами. Тест – это особая процедура, на протяжении которой измеряется уровень развития либо уровень выражения психологических (и иных) особенностей индивида либо группы. При помощи тестов возможно взять настоящее представление об уровне интеллекта, свойств, информированности, характере темперамента, мотивации либо сокровищ исследуемого объекта. Главные требования к тестированию – многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный опыт – в этом случае свидетельствует социологическое изучение социального процесса либо явления в неестественных, намерено созданных условиях. Он, в большинстве случаев, имеет две главные задачи: практически-преобразовательную и научно-познавательную.

«Социальный опыт делает две главные функции: достижение результата в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной догадки. В последнем случае процедура экспериментирования полностью сосредоточена на познавательном результате. Опыт выступает в качестве самого сильного метода проверки объяснительной догадки. В первом же случае опыт нацелен на получение практического результата управления некоторыми процессами. Познавательные результаты воображают тут побочный продукт управленческого результата.

Экспериментальный поиск действенных приемов управления страшно смешивать с тем, что мы в большинстве случаев именуем передовым опытом. Новшества по большому счету не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области использования на практике новшеств»[133]133

Ядов В.А. Стратегия социологического изучения. С. 349.

Шавырина И.В. Современные способы социологических изучений

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector