Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним — аттитюд.
Проблема социальной установки занимает важнейшее место в исследовании личности. С.У. — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных процессов и явлений. С.У. осознана.
Установкой занимались в школе Узнадзе.
Установка — готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, действие не возникает на пустом месте.
У. — неосознаваемая готовность, основа целесообразности, избирательной активности, У. Возникает при встрече двух факторов, потребность субъекта и объективная ситуация. У. Связана с деятельностью, т.к. она является внутренним механизмом, побуждающим к действию.
Социальная У. Отвечает на вопрос, как усвоен социальный опыт, переломлен личностью и конкретно проявлен в действиях и поступках.
Различают различные уровни У. (иерархия потребностей, ситуаций) (диспозиция Ядова).
1 уровень — элемент фиксирования установки — формируется на основе витальных потребностей.
2 уровень — аттитюд — психологическое переживание человеком ценности, значения, смысла социального объекта, социально фиксированная установка, осуществляется в малой группе (приспособление, знание, выражение, защиты). Структура — когнитивная (осознание объекта С.У.); аффективная (эмоциональная оценка объекта); поведенческая (последовательность поведения).
3 уровень — социально — базовая У. — формируется в конкретной работе (трудовые достижения,
быт).
4 уровень — система ценностных ориентаций, диспозиций личности. Она регулирует поведение и деятельность личности в обществе.
Иерархия потребностей — по сферам деятельности
Иерархия ситуаций — по длительности времени: кратковременная, групповое общение, в сфере труда, в рамках общества.
Состояние готовности, предрасположенность субъекта к условиям социальной деятельности.
Социальная установка является результатом реализации прогнозирования как общей стратегии оптимального управления в живых системах (Трифонов Е.В., 1978). Социальная установка содержит эмоциональные, смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты предрасположенности к восприятию и поведению в отношении социальных объектов и ситуаций.
В психической структуре готовности к действию выделяют: неосознаваемые простейшие установки; социальные установки, регулирующие социальные поступки; ценностные ориентации, обусловливающие целостные программы социального поведения.
Необходимо подчеркнуть, что установка — это лишь одно из средств внутренней регуляции активности, и, лишенная связи с другими элементами, она не может работать в плане социальной направленности личности. Установки формируются не только под влиянием объективных условий жизни, социальных факторов различных социальных систем, но и собственных ценностных ориентаций личности, которые формируются в течение всей жизни. Рассмотрим механизм становления ментальности личности как системы внутренних установок по вертикали, т.е. в процессе индивидуального развития человека. Основное внимание при этом мы обратим на две стороны: первое, как, каким образом и, второе, в какой последовательности происходит процесс становления системы внутренних установок.
Процесс формирования человека — это процесс постепенного вхождения в окружающую среду, приспособление к этой среде, освоение ряда социальных ролей и функций. Вхождение в социальную среду происходит в течение всей жизни, а не только в раннем возрасте. Человек не слепо, не автоматически отражает и усваивает воздействие обстоятельств, других людей. Он всегда (хотя и разной мере) фильтрует поступающую извне информацию. Отбор (фильтрация) внешних воздействий — первый характерный этап становления системы установок личности.
Лекция 13, Социализация, социальная установка, Андреева Г.М.