Приведите пример психологического эксперимента. каким образом можно осуществить его протоколирование?

Студент-пианист хочет заучивать фортепьянные пьесы наизусть. Обычно он старался запомнить такую пьесу сразу от начала до конца, заглядывая в ноты только в случае крайней необходимости. Но задумался над тем, нет ли более эффективного метода. Подумал, а что если разделить пьесу на три или четыре равные части и разучивать каждую часть по отдельности? Студент решил сравнить два метода заучивания пьес: целостный и частичный.

Планирование эксперимента

Итак, студент-пианист хочет сравнить два метода заучивания пьес и определить, какой из них ему больше подходит. Сначала он выбирает для своего эксперимента 4 пьесы, по две на каждый из методов. Он всегда занимается в одно и то же время с 2 до 5 часов дня.

Заводит спец. тетрадь для протоколирования. Студент в верхнем углу лицевой страницы пишет: «Страница 1», а чуть ниже — текущее число. Затем — заглавие: «План эксперимента». В плане он отмечает последовательность разучивания пьес и метод, который он намерен применить для каждой из них. Также он фиксирует время, необходимое для исполнения пьесы. Он разделяет пьесы на пары примерно равной величины, подобного стиля, одинаковой трудности. Длина пьес и тип музыки для обоих методов соответствуют друг другу. Наконец, студент описывает, каким образом он будет применять каждый из методов заучивания.

Проведение эксперимента

В первый день эксперимента перед началом занятий студент открывает дневник на странице 2 и записывает дату, время, название пьесы и применяемый метод заучивания. Эти записи называются протоколом. Затем он разучивает пьесу — как всегда, в течение трех часов или до тех пор, пока не сможет сыграть ее наизусть два раза подряд. Закончив занятие, он фиксирует время и отмечает, насколько хорошо выучил пьесу. Ежедневно он отмечает все то, от чего могла зависеть эффективность его работы. Когда эксперимент полностью завершится, студент сможет сказать, насколько случайно совпадали «неудачные дни» его занятий с применением того или другого метода.

Анализ результатов

За семь дней занятий студент-пианист выучил наизусть все 4 пьесы. Теперь для сравнения эффективности методов ему нужно обработать полученные или данные. С этой целью он составляет «Таблицу результатов». Среднее арифметическое для четырех временных замеров. Лучшим оказался частичный метод, он позволил студенту заучить каждую пьесу в среднем за 235 минут, а целостный — за 285.

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ

Документация состоит из:

1.Экспериментальная гипотеза: применяя частичный метод, он может заучивать пьесы быстрее, чем применяя целостный.

2.Определение независимой переменной. Студент тщательно описал оба экспериментальных условия— целостный и частичный методы.

3.Изложение способа оценки заучивания пьес и способа представления результатов измерений по каждому методу для определения значений зависимой переменной.

4.Учет других обстоятельств эксперимента: разучиваемые пьесы, время проведения занятий, дни недели и т. п.

5.Расписание занятий с применением каждого из методов.

6.Приемы анализа данных для проверки экспериментальной гипотезы и изложение возможных способов интерпретации результатов.

7.Первоначальное описание деятельности испытуемого, протокол на датированных страницах.

8.Анализ результатов, вывод об исследуемой гипотезе.

Преимущества тщательно протоколируемого эксперимента: если бы план не содержал точного описания целостного и частичного методов, то в процессе эксперимента студент мог просто забыть, в чем конкретно они состоят. Он мог бы, скажем, разделить некоторые пьесы только на две части. Тогда независимая переменная — метод заучивания — для разных пьес была бы неодинаковой. Если бы студент и дальше полагался на свою память, вспоминая, сколько же времени он заучивал пьесу, то в лучшем случае он допускал бы ошибки, дающие применяемому методу определенное преимущество (или наоборот).

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах.

НЛП. Психологические эксперименты | Основной элемент


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: