Социализация личности: сущность, этапы, механизмы. основные положения ролевой концепции личности. социальные роли и статусы личности.

Социализация – это двухсторонний процесс становления человека, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта методом вхождения в социальную среду, совокупность социальных связей; иначе, процесс активного воспроизводства личностью совокупности социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду. На протяжении социализации происходит формирование социальных качеств, особенностей, умений и деяний, благодаря которым человек делается здоровым участником социального сотрудничества. Социализация — это процесс становления социального «Я».

Выделяют два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют институты социализации и различные агенты. Агенты социализации — это конкретные люди, важные за передачу культурного опыта. Университеты социализации — это учреждения, каковые воздействуют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных взаимоотношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, дальние родственники и близкие, приятели семьи, сверстники, доктора, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, влияют на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне многочисленных социальных институтов и групп. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, страны и т.д.

Любой агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узкоспециализированно, т.к. любой университет нацелен на решение собственных задач в соответствии со собственными функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, любой этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализация — это процесс отучения от ветхих сокровищ, норм, правил и ролей поведения.

Ресоциализация — это процесс обучения новым сокровищам, нормам, правилам и ролям поведения в замен ветхих.

Социализация осуществляется через последовательность разнообразных механизмов. Выделяют социально-психотерапевтические механизмы социализации: подражание, внушение и т. д., разные социальные университеты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации: классический, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Классический механизм социализации — это усвоение человеком норм поведения, убеждений и взглядов, каковые свойственны его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм реализуется в ходе сотрудничества человека с учреждениями и различными организациями. Кое-какие из этих университетов являются специальными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (к примеру, университеты совокупности образования), другие являются неспециализированными, т. е. они делают эту функцию попутно, параллельно со собственными главными функциями (к примеру, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура — это совокупность норм, сокровищ, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль судьбы данной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в ходе сотрудничества человека с другими людьми, наряду с этим последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами смогут быть родители, преподаватель, приятель и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через осознание и индивидуальное переживание, внутренние размышления, в котором человек разглядывает, оценивает, принимает либо отвергает те либо иные ценности, характерные разным университетам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется посредством всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации разен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации в собственности классическому механизму, тогда как в подростковом возрасте на первый замысел выходит институциональный механизм социализации.

Фрейд выделял последовательность психотерапевтических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, вины и чувство стыда.

Имитацией именуется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация — это метод осознания принадлежности к той либо другой общности. Главное влияние тут оказывает ближайшее окружение ребенка.

идентификация и Имитация являются хорошими механизмами, потому, что нацелены на усвоение определенного типа поведения. вина и Стыд являются негативные механизмы, поскольку они подавляют либо запрещают кое-какие образцы поведения.

Существуют разные подходы к выделению стадий социализации. самая признанной есть точка зрения, в соответствии с которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций судьбы человека. Так выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), юность (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (более чем 70 лет).

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

— дотрудовая, включающая целый период судьбы человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, со своей стороны, разделяется на два более либо менее независимых периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, институте и т.д.;

— трудовая – охватывает период зрелости человека. Но демографические границы данной стадии выяснить тяжело, поскольку она включает в себя целый период трудовой деятельности человека;

— послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Ролевая концепция личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс), появившаяся в американской социальной психологии 30х века и годов (Дж. Мид), обрисовывает социальное поведение личности двумя главными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной совокупности, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь пара статусов — предписанный (обуславливается местом рождения, происхождением), естественный (пол, возраст), профессионально-должностной, причем последний в большинстве случаев есть главным, интегральным статусом. Социальный статус отражается как во облике и внешнем поведении (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, сокровищах, ориентациях).

Любой статус включает в большинстве случаев последовательность ролей. Под социальной ролью знают совокупность действий, каковые обязан выполнить человек, владеющий данным статусом в социальной совокупности.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего, в соответствии с `правилам игры`, ожидают от той либо другой роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально делает в рамках собственной роли. Всегда, беря на себя ту либо иную роль, человек более либо менее четко воображает связанные с ней права и обязанности, примерно знает последовательность и схему действий и сооружает собственный поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество смотрит за исполнением человеком той либо другой роли. Для этого существует целая совокупность социального контроля — от публичного мнения до МВД — и соответствующая ей совокупность социальных санкций — от осуждения и порицания до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения достаточно твёрды, потому, что смешение различных функций либо неадекватное их выполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной совокупности. Но эти границы не безотносительны: роль задает неспециализированную направленность и цель действий, а стиль их исполнения — фактор вариативный.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 главными чертями:

1. эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2. методом получения — одни предписываются, другие завоёвываются;

3. масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, вторая – размыта;

4. нормализацией — воздействие в строго установленных правилах, или произвольно;

5. мотивацией — на личную прибыль, на неспециализированное благо.

направляться подчернуть, что каждая роль не есть чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями помогает темперамент индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

СубъектIV выпуск №7

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector