Прогнозирование как элемент планирования

Значительно снизить риск принятия решения в качестве плана может обеспечить грамотно составленный прогноз. В общем виде под прогнозом следует понимать научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Возможные разновидности прогнозов:

1. Экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям.

2. Прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и тактику поведения конкурентов.

3. Прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.

4. Прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров.

5. Социальное прогнозирование — исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.

Методы прогнозирования делятся на количественные (формализованные) и качественные (интуитивные).

Применение количественныхметодов прогнозирования целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над явлением или его частью, на это же явление в других условиях его проявления или на другую часть явления в тех же условиях его существования. Чаще всего речь идет о перенесении тенденций развития системы или совокупности процессов из прошлого в будущее.

Разграничивают формальную и прогнозную экстраполяцию. Если первая базируется на простом сохранении тенденций прошлого в будущем, то вторая увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезами о динамике его развития. Экстраполяция в экономике базируется на анализе временных рядов. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы (построение тренда с использованием метода наименьших квадратов, метода экспоненциального сглаживания, применение метода скользящей средней и т.п.). К приемам количественного прогнозирования относятся эконометрическое моделирование и определение уровня экономических индикаторов (уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень конкуренции, демографический состав населения, политическое состояние в обществе и т.п. ).

Качественные методы прогнозирования наиболее эффективны, когда составляя прогноз деятельности предприятия аналитик располагает неполной информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования. Качественные (интуитивные) методы прогнозирования используются и в случаях необходимости решения сложных неформализуемых процессов (явлений).

Качественные методы предполагают выявление мнения определенных групп людей. При составлении прогноза можно использовать мнению как конечных потребителей (модели ожидания потребностей), так и мнения независимых экспертов — людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам (методы экспертных оценок). Вторая группа методов, получившая гораздо большее распространение, делится на методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Примеры методов индивидуальных экспертных оценок:

  • метод интервью предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», При этом главное при такого рода опросе – выявить мнение опрашиваемого по поводу перспектив развития явления (объекта, процесса);
  • аналитический метод основан на самостоятельной работе эксперта без его непосредственного контакта с опрашиваемым, а лишь на основании получаемой от него через третьих лиц информации;
  • метод написания сценария предполагает предварительное построение логики процесса или явления и лишь затем получение необходимых для прогнозирования данных в строго определенных объеме и порядке.

Примеры методов коллективных экспертных оценок:

  • метод комиссии основан на создании специальной группы экспертов (комиссии, жюри), задача которой заключается в распределении обязанностей по формулировке вопросов анкет, проведению опроса потребителей или его представителей, обработке материалов и выработке окончательной гипотезы развития объекта (процесса, явления) в будущем;
  • метод Дельфи исходит из анонимности экспертов, полного отсутствия контакта между ними, многоуровневой процедуры опроса экспертов, обеспечение экспертов всей имеющейся информацией об исследуемом объекте (процессе, явлении);
  • метод коллективной генерации идей (метод мозговой атаки) предполагает отбор наиболее квалифицированных специалистов-экспертов, перед которыми ставится определенная задача и сроки ее решения. При этом может быть набор базовых идей, которые требуют либо отбраковки, либо одобрения;
  • метод морфологического анализа исходит из возможности последовательного разбора этапов процесса (явления, объекта) и получения информации по каждому из этапов возможных вариантов его развития, Чаще всего при применении этого метода строится дерево решений или матрица решений, и цель экспертов состоит в последовательном соединении параметров каждого уровня поочередно со всеми параметрами прочих уровней на предмет выявления всех возможных альтернатив прогноза.

Как правило индивидуальные методы экспертных оценок ориентированы на высокий интеллектуал экспертов, в то время как методы коллективных экспертных оценок исходят из преимущества группового мышления.

Прогнозирование и планирование

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector