Личность как субъект деятельности

В ходе деятельности человек действует не по абстрактной схеме, а в разнообразных публично нужных формах решает публично необходимые задачи, направляет собственную активность на поиски оптимальных дорог ответа этих задач. Рассматривая деятельность как публично необходимую, т.е. публично организованную, социально регулируемую, нормируемую и т.д., нужно узнать, как личность (несколько, коллектив, и т.д.) делается ее субъектом. Для социальной психологии это, в первую очередь, неприятность отношения личности к публично нужной деятельности (труду). Для психологии труда, психологии профессии это неприятность сочетания психотерапевтических, профессиональных требований и личностных особенностей деятельности. Появляется вопрос о согласовании активности человека с объективными формами деятельности и тем самым о деятельности и различении активности и их согласовании. Вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности решается не кроме человека, в частности при помощи особенной его активности. Он мобилизует активность в нужных, а не в произвольных формах, в необходимое, а не в любое эргономичное время и т. д. и вместе с тем действует по собственному побуждению, использует собственные способности, ставит собственные цели.

Требования деятельности, ее условия и характеристики — временные, пространственные, технические и т.д.— не по отдельности соотносятся с теми либо иными психологическими качествами личности (как это продолжительно пробовали делать в инженерной психологии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность. С одной стороны, человек производит комплекс психотерапевтических режимов деятельности в зависимости от собственного состояния, свойств, отношения к задачам; с другой — определяет собственную стратегию и тактику; и с третьей — выявляет динамику фрагментов и требований деятельности. Данный комплекс формируется человеком как динамическая целостная совокупность деятельности, талантливая изменяться, а не именно и окончательно заданная.

Человек пытается к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий собственной деятельности, различных уровней собственной активности — начиная от психической и заканчивая социально-психотерапевтической. Показателем оптимальности есть продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психологической и личностной активности. Продуктивность труда создается за счет организации деятельности человеком. В один момент продуктивность содействует развитию и совершенствованию самой личности, обусловливает ее переход на как следует новый уровень деятельности.

В ходе публичной судьбе осуществляются передача опыта, организация деятельности и постоянная социальная регуляция деятельности индивида (в виде норм, условий, временных режимов и т.д.). Публичная регуляция деятельности не исключает ее личную регуляцию человеком, саморегуляцию. Оптимальное сочетание общественной и личной регуляции зависит от того, в какой мере личность делается подлинным субъектом деятельности. Общество определяет свои требования и формы деятельности к деятельности индивида, а личность производит собственные, т.е. личные, формы активности и связывает все это в деятельности. Зависимость личности от общественных взаимоотношений опосредуется ее позицией в этих отношениях и характером ее активности, особенность которой со своей стороны определяется ее жизненным методом. Личностная активность проявляется в становлении человека субъектом деятельности, в то время, когда у него появляется собственное отношение к деятельности, создается собственный «стиль» ее осуществления.

Из предметов, средств, условий и т.д. личность как субъект деятельности формирует целостный контур деятельности, т.е. эта целостность создается ею из производственных, социальных, экономических элементов и т.д. Наряду с этим человек сочетает объективные требования и личные интересы, цели, опыт, мотивы, способности, собственные состояния активности. Мера соответствия задач возможностям субъекта (трудность, пропорциональность, своевременность и т.д.) выступает критерием качества осуществления деятельности.

Для всех людей, живущих в социалистическом обществе, в равной мере необходим труд, участие в публичной судьбе и т.д., но отношение людей к труду различно; наровне с хорошим существует и негативное отношение: для одних труд — действительная личностная потребность, смысл жизни, для других — средство материального благосостояния, для третьих — занятие, работа и т.д. Отношение к труду как к публичной необходимости, которая делается для личности долгом либо потребностью, предполагает и отношение к обществу, к настоящим людям, вместе с которыми трудится человек, отношение к данному коллективу, к данной профессии, представление о собственном вероятном месте в ней, т.е. высказывает жизненную позицию в целом. Труд делается либо делом судьбы, либо занимательным занятием, либо тяжелой обязанностью. (В то время, когда деятельность преобразовывается в последовательность отдельных заданий, дел, обстановок, то она определяется лишь рабочим днем, рабочим местом и т.д.)

Сокровище деятельности для личности связана, в первую очередь, с возможностью самовыражения, применения собственных свойств, с возможностью творчества. «Только в границах деятельности выясненного субъекта каждые действительности — настоящие и мнимые — выстраиваются в смысловой последовательность, в иерархию сокровищ, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» 1.

В большинстве случаев в научной литературе подчеркивается роль деятельности в преобразовании действительности, в изменении и созидании предметного мира. Но деятельность конкретного человека, отдельной личности редко владеет для того чтобы рода масштабом, т.е. формирует новые сокровища в мастерстве, науке, индустрии. Притягательным в ней для каждого субъекта выясняется приобщение к деятельности общества, к задачам, решаемым в тех либо иных профессиях, а не только производство той либо другой продукции. Возможность выразить себя в деятельности, в профессии — главная потребность личности как субъекта, отличающаяся от конкретных мотивов и частных.

Реально не каждая личность самовыражается в деятельности, не каждая деятельность отвечает притязаниям личности. Сокровище деятельности для личности строится и определяется на пересечении многих составляющих — и публичной престижности данной деятельности, и возможности самовыражения в ней и т.д. Так конкретно формируется личностная мотивация деятельности.

Сокровище деятельности для личности изменяется в течении судьбы в зависимости от того, как с течением времени человек уверен в том, что он уже реализовал себя в профессии, доволен собственной позицией в ней, результатами . Для субъекта деятельности характерна такая вовлеченность в дело, такая ответственность (за судьбы науки, культуры и т.д.), каковые кроме того при возрастании трудностей не дают ему возможности поменять собственный отношение к делу. Появляющиеся в ходе деятельности трудности предстают перед личностью как возможность возможности их разрешения собственныеми силами.

Нормативные требования труда, обращенные к человеку, разны и не всегда четко выяснены. Они жестко фиксированы в совокупности «человек — машина», где технические изюминки совокупности требуют от человека строго определенных нормативных действий (скорости, ловкости и т.д.). В других профессиях нормативные требования выражены не столь очевидно, потому, что человек обязан сам в целом справляться с совокупностью опытных задач (он может это делать и лучше, и хуже). Тогда перед личностью появляется неприятность соответствия либо несоответствия опытным требованиям, нормам, которую она решает в комплексе с другими проблемами. К примеру, стоит ли при низкой зарплате заниматься тяжёлой для нее профессиональной деятельностью?

Формирование отношения к труду происходит в ходе опытного становления личности, развития ее опытного мастерства, интере&не сильный;са. В психологии труда достаточно детально изучен процесс овладения профессией, развития профессиональных свойств, профессионально ответственных качеств, личного стиля деятельности. Профессиональное совершенствование личности, рост ее мастерства ведут к формированию ее творческого, инициативного отношения к труду.

Становление личности субъектом деятельности происходит не только в ходе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, не только в ее осуществлении на публично необходимом нормативном уровне, но и в организации своей активности и деятельности. Организация личностью собственной активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью вторых людей. Эти моменты составляют наиболее значимую чёрта личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный метод регуляции деятельности, психологические качества, нужные для ее осуществления.

Личность как субъект деятельности может приспосабливать собственные личные изюминки, способности к конкретным задачам деятельности. Свойство непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности имеется свойство саморегуляции. В зависимости от метода связи психологических и личностных (мотивы, способности и т.д.) уровней деятельности она получает оптимальный либо неоптимальный темперамент. В последнем случае возникают вторичные психологические и личностные образования — усталость, скука, чрезмерная перенапряженность, негативные эмоциональные состояния, стресс и т.д. Тогда в саморегуляцию включаются особые задачи по преодолению этих негативных состояний (к примеру, чем снять утомление, раздражение, перенапряжение и т.д.).

Метод связи личных психологических особенностей носит либо оптимальный, либо неоптимальный для данной личности темперамент, ее активность может пребывать как на минимальном, так и на большом уровне. В ходе осуществления деятельности она может умножаться, возрастать, быть может и истощаться, подавляться. Психологом Кре-пелином были отмечены два фактора работоспособности: хороший — негативный утомление и — упражнение.

Сама активность личности в деятельности выступает в различных конкретных формах: работоспособности человека, дееспособности, трудоспособности и конкретных личных свойств личностей. Уровень активности, ее продолжительность, устойчивость и т.д. зависят как от оптимальных сочетаний и согласованности различных компонентов (эмоционального, мотивационного и т.д.), так и от способа, благодаря которому личность как субъект включается в ответ задач деятельности, от позиции, которую она занимает в данной деятельности. Так, человек может приступить к деятельности на базе большого уровня собственных притязаний, переоценивая наряду с этим собственные возможности и недооценивая сложность грядущего дела. Но у него может оказаться недостаточной мотивация успехи, настойчивость (либо свойство к риску), благодаря чему относительно простое дело он делает хуже, чем человек, реально оценивший собственные возможности.

По мере осуществления деятельности может выявиться, что привлекательность дела и важность цели значительно ниже, чем затрачиваемые на преодоление трудностей упрочнения, и человек, если он не опирается на волевое упрочнение, не имеет развитой ответственности, может прекратить деятельность.

Саморегуляция — это тот механизм, при помощи которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психологических возможностей, компенсацию недочётов, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Она снабжает кроме этого целесмысловое соответствие и вой действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.

Включение в деятельность требует от субъекта расчета сил на целый период деятельности, в особенности на непредвиденные трудности, неожиданности и т.д. К примеру, человек, просматривающий лекцию, обязан расвычислять силы и для ответов на вопросы. На данный период он обязан сохранить потенциальные резервы либо мобилизовать собственные возможности. В целом свойство субъекта соотносить индивидуальные особенности и свои возможности с характером решаемых задач есть одной из наиболее значимых характеристик саморегуляции. Имеется виды деятельности, которые требуют напряжения на первых этапах, другие — на завершающих, третьи требуют максимальной активности в непредвиденный и незаданный момент времени.

Выбор принципа действия либо принятие того либо иного решения имеется необычное самоопределение субъекта, которое меняет соотношение предыдущих и последующих этапов деятельности и определяет их психотерапевтический темперамент. Переломный момент перехода от периода адаптации деятельности к периоду стабилизации лично варьируется. При помощи саморегуляции личность поддерживает стабильный уровень активности независимо от изменчивости психологических состояний на том либо другом этапе.

В организацию деятельности входит неосознаваемая саморегуляция активности: последовательность включения восприятия либо мышления, метод реализации собственных свойств, психологические и личностные темпы деятельности, установка на трудность (легкость) и другое. Любая личность, став субъектом, в некотором роде приспосабливает и реорганизует собственные особенности в связи с характером деятельности. Субъект обычным и удобным для себя образом актуализирует, преобразует, направляет совокупность тех качеств, которыми он владеет как личность.

Саморегуляция содержится в направленной активизации психологических процессов, в поддержании их интенсивности и определённого характера; она снабжает непрерывность психологической активности в течении единой личностно значимой линии деятельности. Нахождение принципа действия, принятие ответов (Б. Ф. Ломов, Д. Н Завалишина) имеется выработка субъектом определенных способов по ходу осуществления деятельности, каковые и выражают его позицию в деятельности, и оказывают помощь оптимально ее осуществлять.

Механизмы контроля и оценки, выделение принципа действия, принятие ответов — эти моменты раскрывают системный темперамент активности субъекта в его целостном соотношении с требованиями деятельности. Но сообщённое не свидетельствует, что эти механизмы постоянно взаимодействуют оптимально. Механизмы контроля, которые связаны с оценкой на данный моментности (неуспешности) собственных действий, смогут принимать негативную эмоциональную окраску, фиксироваться на мелочах и тем самым мешать формированию принципа действия. Но и привязанность к внешним требованиям, каковые практически учитываются аккуратным типом, строгое соблюдение любых правил осуществления действий, формальных руководств смогут подавлять его мотивацию и творческий поиск.

На протяжении конкретной деятельности перед субъектом появляется задача композиции принципа действия, ее конкретных задач и их соподчинения и целей, последовательности, т.е. стратегии и тактики деятельности. Несложными примерами вероятных стратегий есть выработка целей, предварительное составление перспектив и плана действия его реализации. Но существуют типы людей с противоположными стратегиями: они сперва совершают воздействие, поступок, подчиняясь яркому побуждению, и только после этого начинают их разбирать. Стратегия субъекта может проявляться в стремлении избегать трудностей, в установке на их преодоление, в ориентации на внешние опоры либо с расчетом на личные силы.

Саморегуляция не всегда осуществляется объективно-оптимальным и субъективно-эргономичным образом. Эти же особенности личностной регуляции проявляются и в психотерапевтической, и в личностной «цене» деятельности. Поддерживать определенный уровень активности возможно двумя методами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности, и за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (психологически легкого и эргономичного метода). Не нужно думать, что возможности совершенствования саморегуляции безграничны, что все ее уровни осуществляются лишь сознательно. Последовательность способов и процессов действия из первоначально сознательно и произвольно регулируемых преобразовываются в неосознаваемые. В психотерапевтической совокупности саморегуляции имеется не только эластичные, но и твёрдые связи. Но с позиций принципа развития принципиально важно отметить основное: уровень качества осуществления деятельности субъектом результат совершенствования всей совокупности его психологической организации, а не результатом несложного развития отдельных свойств и психических процессов.

Субъект с учетом собственных личных особенностей (недостатков и возможностей) согласует систему собственных личностных качеств (эмоций, мотивации, воли) с совокупностью объективных условий и требований решаемой задачи. Итак, позиция субъекта — это комплексная черта психотерапевтических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его тактикой и стратегией — с другой, наконец, с объективной динамикой деятельности (ее фрагментами и событиями) — с третьей.

В зависимости от опыта субъект владеет большей либо меньшей свойством прогнозировать наступление событий. Со своей стороны таковой прогноз преобразует его внутреннее состояние: чувство неуверенности перед неожиданным наступлением событий заменяется состоянием готовности к любым неожиданностям. Как раз системный темперамент саморегуляции разрешает осознать источник мобилизации субъектом собственных резервов и сил, а не только источник компенсации недочётов.

Разумеется, что мотивированная деятельность, т.е. воображающая интерес для субъекта, порождает хорошие чувства, приводит к чувству удовлетворения. Деятельность человека, владеющего способностями, кроме этого порождает дополнительную мотивацию к творчеству, мотивацию самовыражения, успехи. В случае если задача, дело являются жизненно значимыми, регуляция текущих состояний (болезнь, усталость и т.д.) не требует тех волевых усилий, каковые нужны при низкой значимости деятельности.

Личные изюминки деятельности стали предметом изучения и стали называться индивидуального стиля деятельности (это относится и личности начальника, и личности в каждый профессии). Под стилем деятельности имеются в виду устойчивые, обобщенные изюминки осуществления деятельности данной личностью. Стиль проявляется в том, как человек действует неизменно. Помимо этого, имеется особенности регуляции и саморегуляции деятельности, каковые не охватываются понятием «стиль». К ним относятся индивидуальные особенности организации деятельности субъектом.

Психика каждого человека, как отмечалось, имеет личные временные изюминки (скорости психологических процессов, смена их последовательности во времени, периоды активности-пассивности и т.д.). Неспециализированная черта стиля проявляется, к примеру, в том, что один человек неизменно опаздывает, второй — делает все заблаговременно. Организация личностью собственной деятельности пребывает в том, дабы, опираясь на временные параметры собственной психики, оптимально сочетать во времени деятельность и свою активность. Речь заходит уже о своевременности мотивации, об оптимальном применении собственных способностей, об своевременности и оптимальности волевого напряжения и т.д.

Личности как субъекту деятельности характеренны и такие особенные личные свойства, как свойство к организации времени (и методность к своевременной активности), свойство программировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя репассивности и жимы активности, определять ритмы деятельности.

Субъект прогнозирует собственную деятельность, соподчиняя и устанавливая последовательность трудовых операций. Программирование разрешает личности, во-первых, обычным и эргономичным с позиций ее психотерапевтических возможностей образом связывать последовательность задач как раз по характеру активности, требуемой в начале, в кульминационный момент и в конце деятельности. Во-вторых, разрешает определять совершенно верно момент и форму большого напряжения активности, уплотнять, перераспределять субъективное время, что ведет к его экономии. не сильный организация деятельности проявляется в том, что возрастает ее психологическая «цена», т.е. деятельность, которая не соответствует личным изюминкам личности, ее ценностям и мотивам, превышает уровень ее возможностей. Деятельность, делаемая по принуждению, ведет к отказам, срывам личности, которые смогут оборачиваться психотерапевтическими травмами, издержками, являются необычной большой психотерапевтической «ценой» за непосильную деятельность.

Кроме того несложная деятельность, если она не организована самим субъектом, делается обстоятельством перенапряжения человека, которое, накапливаясь, переходит в раздражение и усталость. Организация деятельности оказывает помощь субъекту придерживаться ее главной линии (направления) кроме того при возникновении трудностей. Французские психологи, исследовавшие программу действий медсестры на сутки, обнаружили, что ее всегда отвлекали от дела больные разными просьбами, исходя из этого она скоро утомлялась 2.

Одной из тяжёлых задач есть обеспечение непрерывности творческой деятельности. В процессе музыкально-исполнительской деятельности, к примеру, страшен паузу, остановка, кратковременный «сбой», ведущие к утрата качества выполнения, а опытный провал может иногда привести к отказу от выбранной профессии 3. Изучение художников и творчества писателей финскими психологами продемонстрировало, что для постоянного самообновления и воодушевления им нужны достаточно длительные творческие перерывы, снимающие утомление, дающие возможность накопить впечатления и с новыми силами начать работу 4.

Как раз в творчестве появляется слитность художника с его произведением, вероятная только при условии полного вовлечения человека в творческий процесс, в котором он всегда находит все новый и новый суть. Интерес к творческой задаче не разрешает человеку ни на 60 секунд оторваться либо выключиться из процесса 5.

Непрерывность деятельности поддерживается постоянно происходящим в ней обновлением и различнообразием (планов и размышлений, впечатлений и наблюдений, поисков и проб, испытаний и самокритики). деятельность и Личность, как бы «переливаясь» последовательно приятель в приятеля в ходе активности, взаимно обновляются и побуждаются к дальнейшему перемещению.

С. Л. Рубинштейн раскрыл деятельности человека и многостороннюю связь сознания. Он продемонстрировал, что на базе сознания появляется принципиально другой тип регуляции деятельности, потому, что сознание отражает то, что отделено от индивида во времени и пространстве 6. В сознании появляется возможность моделировать обобщенный и совершенный образ действия и отражать настоящий метод действия. Сознание осуществляет функции оценки и контроля, сооружает стратегию и тактику деятельности, выделяет правила действия все более большого уровня (с позиций ее иерархии). Эти правила возникают на базе и жизненного, и опытного опыта личности, на базе ее отношения к вторым людям.

Сознание в отличие от познания, дающего объективную картину мира, абстрагирующегося от позиций и пристрастности субъекта, отражает мир относительно к субъекту. В психологии возможно создана необычная теория относительности: человек принимает не только то, что имеется в мире в целом, но, в первую очередь, то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание — это отражающая свойство действующего, деятельного субъекта. Субъект, по-видимому, отражает причинную сообщение собственных действий с трансформацией действительности (что разрешает ему осмыслить метод, темперамент, обстоятельства собственных действий). Свойство к отражению связана с трансформацией позиции субъекта на протяжении деятельности. То, что было значительно на одном этапе деятельности, уже не есть значимым на втором. Как раз исходя из этого нужно сказать об условиях, каковые в деятельности всегда изменяются, обновляются.

Так, в сознании субъекта отражается метод его действия, но он отражается особенным образом, на базе динамики деятельности, трансформации ее задач, событий. Для понимания сущности деятельности мы внесли предложение в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности» 7. Оно, на отечественный взор, более адекватно высказывает тот факт, что не любая деятельность и не на каждом этапе имеет итог в виде предмета либо продукта. Результатом возможно ответ разнообразные задач, которые ставятся самим субъектом (либо перед ним) в профессиональной деятельности. При ответе задачи и проявляется свойство субъекта к целостной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее требований и условий.

Человек, индивид, личность. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector