Общая характеристика руководителей различных уровней управления организацией

При создании любого предприятие простой набор людей и работы еще не организация. В целях разработки переход от работы к разработке и создании компании, необходимо определенное способ связать работу (деятельность) и сотрудников (человек) вместе. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между людьми, выполняющие эти работы. Это взаимодействие как статическое проявление находящее выражение в структуре организации, так и динамическое, которая выражается в процессах, происходящих, в компании и делает его живой организм, в состоянии реагировать на изменения внешней среды [8, с. 118]

Для управления организации, проектируется организационная структура управления. Организационная структура управления является одной из форм разделения труда в управлении предприятием. Каждый отдел и должность создаются для выполнения конкретный набор функций управления или операций. Для исполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на управление ресурсами и ответственность за выполнение функций, возложенных на подразделения.

Схема организационной структуры управления показывает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

В целом в компании различают следующие связи:

— линейные (административное подчинение),

— функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

— межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня). [4, с. 112]

В зависимости от характера связей выделяют несколько основных видов организационных структур управления:

— линейная. В линейной структуры каждого начальника предоставляет инструктивные подчиненных по всех видов деятельности. Преимущество — простота, эффективность, максимальное единство команды. Главный недостаток — предельные требования в отношении подготовки менеджеров

.- функциональная. Функциональная организационная структура выполняет тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и усложнено сотрудничество.

— линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные менеджер оказываются единоначальниками, а им помогают функциональные органы. Линейные руководители на более низких уровнях, не подчинены административным руководителям высших уровнях функционального управления. Это явление самое распространенное.

— матричная структура характеризуется тем, что исполнитель может иметь двух и более начальников (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Такая схема уже давно используется в управлении НИОКР и в настоящее время широко используется в организациях, работающих на многих фронтах. Это все больше заменяет применение линейно-функциональную.

— дивизиональная (филиальная структура) состоит из несколько линейно-функциональных в одной структуре. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области работ или географически.

— множественная, сводит различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей организации, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная [21, с. 87].

Независимо от типа организационной структуры в целях обеспечения четкого различия руководителей и руководителей административно-хозяйственной работе должен быть разделен. Один тип разделения управленческого труда является горизонтальным характер: размещение конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственной работы, горизонтально разделена управленческая работа, должна координироваться, и тогда компания может добиться успеха в своей работе. Некоторые руководители придется тратить время на координацию работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу менеджеров, пока, наконец, не идут вниз до уровня менеджера, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Это вертикальное разделение развертывания работы в результате образует уровни управления, т.е. складывается иерархия управления.

Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для компании – это просто структура власти, или звенность [5, с. 321].

Уровень управления в компании считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут принимать свои собственные решения без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Количество уровней управления определяет «этажность» компании. При всех прочих равных условиях, «этажность» компании обратно пропорциональна общей эффективности последней. В частности, когда есть большое количество уровней имеется опасность значительного искажения информации, передаваемой в компанию сверху вниз и в обратном управлении. Учитывая, функциональные службы, внедрение линейные отношения, число уровней в современных производственных компаний может достигать двенадцати, а в непроизводственные – девять [6, с. 324].

Если позволить определить сферы контроля как группировка работает по горизонтали, то определение количества уровней можно отнести к группировке работает вертикально. Компании могут иметь разное количество уровней управления, в зависимости от целей, задач, размеров, формальной структуры и других внешних и внутренних факторов. Независимо от того, сколько есть уровни управления в конкретной компании, менеджеры традиционно делятся на три категории, и управляющая компания всегда имеет пирамидальную структуру: нижние уровни большого числа начальников, по мере продвижения вверх их количество уменьшается. На этом основании принято выделять руководителей низшего, среднего и верхнего звена; эта классификация основывается на выводах американского социолога Толкотта Парсонса.

По мнению Парсонса, любая компания имеет три уровня управления:

1) институциональный уровень —наивысшей уровень контроля, на котором осуществляется долгосрочное планирование, решения которых окажут очень важные последствий для фирмы, изменения, которые уже начали или, как ожидается, в недалеком будущем и т. д. Другой отличительной особенностью этого уровня является то, что на нем принимают решения, касающиеся взаимодействия внешней среды — конкуренты, государством, общественными объединениями и т.д.. На этом уровне решения принимаются руководителями высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов);

2) управленческий уровень — это следующий уровень, призван координировать деятельность различных сотрудников и подразделений для достижения своих целей компании. На этом уровне принимают решения руководители среднего звена (менеджеры автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы);

3) технический уровень управления — это уровень, на котором делаются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с ежидневной работой, которая имеется в любой фирме. Решения на этом уровне принимают начальники низового звена (мастер в магазине, заведующий сектором в университетах — начальники отделов и т.д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом [11, с. 214].

Задачи, которые предназначены для решения различных уровней управления, существенно отличаются друг от друга. Эти отличия обусловлены в первую очередь тем, что менеджеры каждого уровня должны управлять разными видами работ. Любой кто стремится стать менеджером, должны иметь четкое представление особенностей деятельности менеджера в зависимости от уровня, на котором он осуществляет свои функции.

Мы не должны думать, что менеджер является более важным, до определенного уровня предприятия, чем менеджером другого уровня. Роль менеджера любого уровня управления имеет важное значение для нормального функционирования компании. Высшее руководство будет беспомощным, если он не будет опираться на нижнем и среднем уровнях, то же самое верно для всех других уровнях [19, с. 297].

Рассмотрим более подробно задачи менеджеров в зависимости от занимаемого уровня.

1. Менеджер высшего звена. Самая малочисленная категория. Они несут ответственность за разработку и реализацию стратегии фирмы, для принятия важных решений для нее. Значимые их стратегические решения, в отличие от тактических решений, не определяют пути достижения цели и сами цели, к которым компания должна стремиться. Работа топ-менеджера является весьма, весома, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их труд, а большой мере есть умственная деятельность. Постоянно необходимо принимать управленческие решения.

Общая характеристика руководителей различных уровней управления организацией

Рис 1 — Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена

Как правило, старшие начальники имеют большое количество контактов с людьми: их связи в твердой ограниченной связи с другими высокопоставленными руководителями, а также общения с небольшим количеством подчиненных. Тем не менее, это не означает, что их работа легче или проще, чем работа на других уровнях. Во-первых, они несут большую ответственность. Если неправильное решение, принятое менеджером среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности фирмы, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка менеджера высшего звена может привести к гибели фирмы. Для этого фактора является наиболее важным способности, необходимые для топ-менеджеров — это умение идти на риск

2. Руководитель среднего звена руководит и контролирует работу на более низких уровнях. За последний период среднее звено значительно выросло по численности и значимости.

Характер работы руководителей среднего звена существенно колеблется от фирмы к фирме, но в основном эти менеджеры участвуют в процессе принятия решений: определяют проблемы, начинают обсуждение, выносят рекомендации по организации деятельности. Менеджеры среднего звена часто возглавляют подразделения фирмы- начальники служб, главные специалисты.

Другой проблемой, стоящей перед средний менеджер является посредником между верхней и нижней звена управления. Обычно разумное объяснение принят на самом высоком уровне решения лежит на них. И это совершенно понятно, поскольку они обычно могут сообщить этим решениям форму, оптимальную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае, менеджеры среднего звена выделить конкретные задачи, предписанные сроки, в которые они могут быть реализованы. Проблемы с которыми они сталкиваются могут поставляться как конкретизации решений, принятых на самом высоком уровне. Менеджеры среднего звена приходится общаться очень много, и это связано в первую очередь с тем, что они функционируют в качестве посредников между другими уровнями власти. По этой причине, они должны иметь возможность выделить важную информацию и отбросить то, что не имеет значения.

По данным исследований, около трети рабочего времени руководитель среднего звена проводить наедине. Большая часть общения они провели в форме бесед с другими руководителями среднего и низшего уровней.

Через подчиненных руководителей низового уровня, они управляют текущей работай: установить задачи исполнителям, монитор, проводят мероприятия по совершенствованию фирмы и технологии производства, условий труда, эксплуатационные, технологические, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках полномочий им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично-самостоятельно, частично выходя с предложениями к руководству фирмы), поощрять или наказывать своих подчиненных.

Если система состоит из большого числа сотрудников, менеджеров среднего звена могут получать дополнительные уровни. В частности, нередко можно встретить ситуацию, когда одни руководители среднего звена координируют занятие руководителей низшего звена, а другие координируют деятельность руководителей среднего звена. Последних часто называют управляющих верхнего звена: они занимают более высокое положение, чем обычные менеджеры среднего звена, однако не принадлежат к высшему звену управления, так как подчиняются ему.

3. Менеджер низового уровня — этот уровень управления находится непосредственно над конкретных исполнителей. Большая часть начальников вообще и инженеров в частности — это начальников низового звена. Работа начальников низового звена является интенсивным и наполнен различными действий. Она квалифицируется частыми переходами от одной задачи к другой, краткостью действий. Время для реализации решений, принимаемых менеджером мало. Более половины рабочего времени руководитель среднего звена проводят в общении. Больше всего они общаются со своими подчиненными, немного с другими руководителями среднего звена и намного меньше со своим руководством.

Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий постоянную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Рсновная часть руководителей принадлежит ему (и многие начинают с этого свою карьеру).

Именно на низовых руководителей ложится вся тяжесть повседневного управлении работниками: распределение заданий, разработка графиков работы, фирмы и координация труда подчиненных; обеспечение условий выполнения ими качественно и в срок производственных работ; контроль за рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы [9, с. 163].

Менеджеры низшего уровне имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Независимо от уровня занимаемой в компании, руководитель — лицо с полномочиями принимать управленческие решения и их реализация. Под ролью руководителя рассматривается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Г. Минцберг выделяет десять фундаментальных ролей руководителя. Эти роли менеджер выполняет в различные периоды своей работы [20, с. 94]. Такие роли как: главный руководитель, лидер, связующее звено, приемник информации, распределитель информации, представитель, предприниматель, ведущий переговоры, устраняющий (см. прил. А табл. 1.1).

Укрупнено роли руководителя делят на три группы:

1. Межличностные роли. Менеджер выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку сотрудников и т.д. Также менеджер является связью между своими работниками. Играет роль главного лидера, менеджера — главного верховного лидера.

2. Информационные роли. Как приемник информации, менеджер получает разнообразную информацию и использует ее в целях фирмы. Далее роль лидера — распространение информации среди членов фирмы. Глава фирмы выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об компании при внешних контактах.

3. Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные планы по совершенствованию деятельности фирмы. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе фирмы. Руководитель является распределителем ресурсов своей фирмы. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими фирмой от имени своей фирмы.

В заключении можно сказать, что изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной компании, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления компанией в современных условиях

В связи с этим представляется важным рассмотреть требования и характеристики, которые вкладываются в понятие «квалификация руководителя».

Социальная психология управления


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: