Традиционной драмы востока и запада

Традиция западноевропейского учения о драме «ПОЭТИКА» АРИСТОТЕЛЯ Традиция восточных учений о драме «НАТЬЯШАСТРА»
Акцентуация слова (Логос) в драматическом произведении (поэзия, предназначенная быть слышимой). Сверхзадача драмы – дать «слово» Всевышнему Драма как «наглядная поэзия» (предназначенная быть видимой), установка на «зрелищность» (образ и форма) Сверхзадача представления – дать форму всевышним
Подражание мифу (мимесис): свобода интерпретации мифа – ухудшение конфликта, многообразие сюжетных положений, непредсказуемость трактовки образа, динамика действия, ужасный конфликт, борьба нового со ветхим, ниспровержение авторитетов Следование религиозному канону: бесконфликтность, схематичность образов, монотонность действия, однообразие сюжетных положений (исключения очень способны – изменение сюжета у Калидасы в «Шакунтале»)
Концепция мимесиса: подражание действию действием, «мифос» (фабула) имеется «душа катастрофы» Концепция имитации: в действии воспроизводится «состояние», «настроение» либо «переживание» – «учение раса» («душа драмы») (из этого преобладание лирических монологов в поздней санскритской драме)
Архитектоника драмы ближе к новоевропейской драме: пролог, деление на акты, танцевальные вставки, интермедии между актами, действенное развитие интриги, смена мотивов, закон радостной развязки (запрет на ужасные жанры), запреты на определенные сценические положения («обсценные» моменты – смерть, убийство, религиозные обряды и пр.). Стиль драмы: чередование стиха и прозы. Манера драматического представления: актерская (риторическая), грандиозная (волевые проявления), ласковая (эротическая) и неистовая (борьба).
Главные части драмы: фабула; характеры, хороший человек совершает правонарушение по неточности («гаматрия»); разумность (мысли и речи) Главные элементы драмы: содержание (сюжет – «тело драмы»); храбрец, добропорядочный человек, преодолевая препятствия, достигает собственной цели (радостный финиш); главное настроение либо «эстетическое переживание» (rasa), хорошее от настоящего переживания (жизненного опыта)
Развитие сюжета выяснено фабулой (мифом), но не детерминировано ей. Сюжет имеется преодоление «совершающегося» мифа в авторской интерпретации (свобода сюжета) Сюжет – каркас («тело драмы»), связан с движущим мотивом пьесы – рвением храбреца к достижению желанной цели, детерминированным настроением, состоянием, каковые и движут храбрецом
Композиция: начало, середина, финиш Конкретно указание и текстовое выделение на ответственное либо неожиданное события – «утверждение знамени»
«единство действия» «единство настроения» (эмоциональный окрас состояния), одна главная из трех рас: эротическая, смелая и комическая
Образующие элементы фабулы: Перипетия, узнавание, правонарушение Теория драматического действия (мотив связан с элементами аристотелевской фабулы): 1) пять мотивов действия: «зерно» – исходная обстоятельство (неспециализированная база сюжета), «капля» – «завязка», «знамя» – «основное событие», «эпизод» – побочный сюжет (вставка), «объект»– развязка, обретение цели; 2) пять стадий действия: начало, упрочнение (преодоление препятствий), надежда на достижение, уверенность в успехе, обретение плода; 3) пять связей (сочетание мотива со стадиями): завязка, развитие, созревание, пауза (ретардация), развязка
Хронотоп драмы устанавливается «словом», «умением сказать, сообразно сущности и событиям дела» «Раса» определяется событиями (место и время) и эмоциями действующих лиц – «сочетанием детерминантов», преходящих эмоций и следствий, но она имеется «благородная» «трансценден-тальная» радость («верховный манас»)
Аффективные состояния «страха и ужаса»; состояния аффекта персонажа (характера) не воздействует значительным образом на развитие действия (пароксизм храбреца пародиен) Классификация состояний: постоянных (глубинных, неличных, подсознательных), преходящих (аффективных, ситуативных), произвольных (реактивных, личных сознательных), непроизвольных (высших, надличных, сверхсознательных)
Цель «драмы» – очищение и удовольствие, умиротворенность законченностью построения драматического произведения (зрительская реакция) Цель искусства – удовольствие действием «детерминантов», движущей силы, которая при помощи слов, других средств и жестов выражения раскрывают перед зрителем суть драмы.

  • Практическое задание: Разглядите, как наличие драматических элементов в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» разрешило Питеру Бруку вычленить драматургическую структуру и воплотить его сценически (Интернациональный центр театральных изучений, постановка 1985 г, Авиньонский фестиваль).

Литература:

Лидова Н.Р. ритуал и Драма в Старой Индии. – М.: Наука, 1992.

Восточный театр. – Л.: Academia, 1929.

Лосев А.Ф. Очерки мифологии и античного символизма. – М., 1993.

Эрман В.Г. Теория драмы в древнеиндийской хорошей литературе // В сб.: театр и Драматургия Индии. – М.: Восточная литература, 1961. – С. 9-82.

Из-за чего страны Востока отстают от Запада?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector