Фаталист» и проблема востока и запада в творчестве лермонтова

Неприятность типологии культур вбирала в себя целый комплекс представлений и идей, тревоживших Лермонтова в течении всего его ее: проблемы свободы и творчества личности, власти традиций и безграничной воли, презрения и власти рока к данной власти, пассивности и активности так или иначе выяснялись включенными в конфликт западной и восточной культур. Но для воплощения неспециализированной идеологической проблематики в художественном произведении нужна определенная сюжетная коллизия, которая разрешала бы столкнуть характеры и обнажить в этом столкновении типологию культур. Такую возможность давала традиция литературного путешествия. Сопоставление «собственного» и «чужого» разрешало в один момент охарактеризовать и мир, в который попадает путешественник, и его самого.

Заглавие «Храбреца отечественного времени» конкретно отсылало читателей к неоконченной повести Карамзина «Рыцарь отечественного времени»[95]. Творчество Карамзина, так, деятельно находилось в сознании Лермонтова как определенная литературная линия. Мысли о типологии западной и русской культур, само собой разумеется, вызывали в памяти «Письма русского путешественника» и сюжетные возможности, каковые предоставлял образ их храбреца. Еще Федор Глинка ввел в коллизию корректив, заменив путешественника офицером, что делало обстановку намного более органичной для русской судьбы той эры. Но сам Глинка не применял полностью сюжетных возможностей, каковые давало сочетание бедствий «и картины радостей людских» с образом «странствующего офицера», «к тому же с подорожной по казенной необходимости» (VI, 260).

Образ Печорина открывал в этом отношении необыкновенные возможности. Типологический треугольник: Российская Федерация—Запад—Восток — имел для Лермонтова своеобразный оборот — он неизбежно вовлекал в себя острые в 1830-е гг. Кавказа и проблемы Польши. Исторически актуальность для того чтобы сочетания была позвана не только тем, что один из углов этого треугольника выступал как «конкретный Запад», а второй — как «конкретный Восток» в ежедневной судьбе лермонтовской эры. Культурной жизни Польши, начиная с XVI в., была характерна узнаваемая «ориентальность»: турецкая угроза, опасность нашествия крымских татар, равно как и многие другие историко-политические и культурные факторы, поддерживали классический для Польши интерес к Востоку. Не просто так часть польских ученых и путешественников в развитии славянской (а также.и русской) ориенталистики была только громадна. Наличие в пределах лермонтовского литературного кругозора уже одной таковой фигуры, как Сенковский, делало эту особенность польской культуры очевидной. Соединение линия католической культуры с ориентальной окраской придавало, в глазах романтика, которого эра наполеоновских войн приучила к географическим обобщениям, некую общность испанскому и польскому. Не просто так «демонические сюжеты поэм молодого Лермонтова вольно перемещаются из Испании в Литву» (ср. географические пределы художественного мира Мериме: «Кармен» — «Локис»).

Традиция соединения в русской литературе «польской» и «кавказской» тем (с ее метонимическими и метафорическими вариантами — «грузинская» и «крымская») восходит к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина, где романтическая коллизия демонической и безобидной натур проецируется на конфликт между польской княжной и ее восточными антиподами (крымский хан, грузинская наложница). То, что в творческих замыслах Пушкина «Бахчисарайский фонтан» был связан с планом о волжских разбойниках, т. е. С романтической попыткой выстроить «русский» темперамент, заполняет третий угол треугольника.

Слитность для русского культурного сознания тем Кавказа и Польши (Грузии) была поэтически выражена Пастернаком:

С действительностью иллюзию,

С растительностью гранит

Так сблизили Грузия и Польша,

Что это обеих роднит.

Как словно бы весной в Благовещенье

Им милости возвещены

Почвой — в каждой каменной трещине,

Травой — из-под каждой стены[96].

М.Ю.Лермонтов.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector