Тема и идея художественного произведения.

Тематика проявляется уже в отборе того материала, который автор будет осмысливать и изображать.

Слово «тема» произошло от древнегреч. «то, что положено в основу».

Под темой ученые понимают разные вещи:

4) темой именуется наиболее существенный компонент худож-й структуры произведения, выводящий на формальный аспект и конкретный прием. Т.е. в произведении есть ключевое слово, оно и будет темой.

Жирмунский (школа формалистов): «Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой, своеобразным приемом худож-го воздействия».

Но эти элементы могут не всегда и неоднозначно выводить на тему. Или тема может быть, но лексического указателя не будет.

Тема ? мотив(в этом понимании).

5) при таком понимании понятие «тема» напрямую соотносится с сущьностью произведения как целого. (Слова не будет, а тема будет, ее нужно прочесть «между строк»).

Есть темы первого плана(они большие, похожи на мотивы, как раз и узнаются по словам), но есть и темы второго плана (более глубокие, стоящие за менее важными).

Необходимо разделить понятие «тема» от понятия «проблема».

Некоторые литведы отождествляют тему и проблему.

Проблема – вопрос, над которымнад которым размышляет автор.

Тема – предмет, -//-//-.

Понятие «тема» шире, чем понятие «проблема».

Напр., можно найти произведения, в которых нет проблемы, но есть тема. Наоборот быть не может.

Также не следует смешивать их, поскольку в проблеме нередко содержится кроме объективной констатации какого-то факта еще и субъективное (т.е. личностно-окрашенное) отношение автора к данному факту, т.е. отблеск идеи.

Худож. тематика сложна и многопланова. Традиционно выделяют три тематических пласта:

1.онтологический (о бытии, жизни, охватывает все). Особенно антропологические универсалии «вечные темы.

2.локальные, культурно-исторические темы (временные)

3.феномены (явления индивидуальной жизни, прежде всего авторской)

1: Это константы бытия (что-то постоянное, имеющее развитие, но переживаемое всеми людьми), т.е. это отражает духовные начала человеческой жизни. АнтинОмии – противоположности. Эти темы часто архетипичны, т.е. восходят к архаике, истокам человечества.

Современные литведы сегодня предлагают находить архетипические пласты исключительно во всех произведениях.

Неомифологическая школа – предлагают найти новый образ старых мифов.

Хализев задумывается, возможен ли такой подход? Да, он работает, но до определенного момента, т.е. не надо перегибать палку.

Этот подход имеет ограничения, не ко всем произведениям он может быть применен.

2: Литра отражает в той или иной степени менталитет определенного народа, соц. строя в определенный период. (Человека не существует вне времени).

Особенно большое значение данному аспекту придавали в эпоху Романтизма.

Эта тенденция затем усиливается в реализме, где одним из принципов становится изображение соц. среды и героев конкретного истор. периода.

Этот подход также не всегда приемлем.

3: По Хализеву: «Искусство как самопознание автора».

Все, что связано с образом автора. Автобиографические произведения.

-все, что связано с темой поэта и творчества

Вероятно, прежде всего, литра должна изображать внешнюю по отношению к автору действительность, но она пропускается именно через душу автора.

-все, что содержит элементы, отсылающие нас к творчеству авторов-предшественников.

аллюзии и реминисценции

аллюзия – одно произведение «кивает» на другое

реминисценция – скрытая цитата

Никаких сомнений по поводу худож-сти произведений (новых) нет, поскольку переплавка прежнего опыта происходит сугубо индивидуально.

-всевозможные переводы

— всевозможные ответы, переписки, мемуары

-случаи, когда замысел произведения одного автора предлагается другим (Гоголь, Пушкин)

-стилизация – когда воспроизводятся элементы стиля других авторов (когда «подделывается» стиль первоисточника).

Третий пласт можно назвать очень исповедальным.

—————————————-

Есть смысл говорить не об отдельной теме, а о тематике худ произведения.

Как правило, все три начала в произведениях присутствуют.

Идея произведения.

идея – от древнегреч. «понятие, представление»

идея есть все произведение.

Актуальными являются вопросы о степени субъективности в трактовке худ. идеи.

Первая т. зр. сводится к тому, что существуют определенные границы в интерпретации идеи и они определяются целостным анализом худ текста и учетом внетекстовых документов (разными вариантами одного произведения, статьями автора, материалами интервью с ним).

Вторая т. зр.: сам текст абсолютизируется и потому подвергается бесконечному по вариации рассмотрению.

Идея не вербализируется.

Она всегда эмоционально окрашена. Эту особенность В. Г. Белинский назвал пафосом.

«Пафос всегда есть страсть, возжигающая в душе человека идею».

Отсюда эффект заражения.

Худ идея обычно рассматривается как первичная по отношению к научным.

04 Тематика, проблематика, идея литературного произведения

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector