Почему любой художественный образ можно назвать понятием?

Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Самый поверхностный взгляд на художественный образ и научное понятие дает возможность противопоставить их как объекты, несущие в себе различную по своей природе заданность: эстетическую и научную. Если говорить об искусстве и науке как о формах познания, то их основные отличительные черты будут заложены в определениях: первое имеет эстетическую специфику, обращается ко всем чувствам реципиента и передает знание в зашифрованном виде, а вторая, будучи теоретическим знанием, апеллирует к интеллекту и передает информацию с помощью логического объяснения.

Под художественным образом понимается:

uосновная категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству, способ освоения и преобразования действительности (взгляд с позиции эстетики и литературы как вида искусства);

uобъективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков (взгляд с точки зрения литературоведения как науки);

uформа отражения объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала, представляющая собой неразрывное взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы (определение философское).

Художественный образ обладает целостностью самодостаточного объекта и может (и должен) быть исследован не только как средство передачи некой информации, но и сам по себе, как объект культуры, имеющий смысл и ценность. Его можно назвать также эстетическим, поскольку художественность как главное свойство искусства иногда отождествляется с его эстетической природой: Художественность является высшей культурной формой эстетического отношения человека к миру, поскольку, по словам М.Бахтина, эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве.

Кроме того, главным условием художественности образа является его особая эстетическая адресованность, которая состоит не в сообщении некоторого готового смысла, а в приобщении к определенному способу смыслопорождения, т.е. в возможности нового субъективного понимания и сотворчества.

Научное понятие является самой простой формой систематизации научного знания, которая входит в состав всех остальных форм как систем, превосходящих ее по сложности — научного закона, теории, дисциплины и т.д. В известных нам пособиях по философии науки определение научного понятия дается через определение понятия как формы мышления, но такой формы, которая отражает основную задачу (или критерий) научного знания. Понятие — форма мышления, отражающие общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях); понятие имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым обобщаются предметы; Если отличительные свойства, отражаемые в понятиях, являются существенными (т.е. такими, которые дают возможность раскрывать закономерные связи между предметами изучаемой области, способствуют дальнейшему прогрессу научного знания), то мы будем иметь дело с научными понятиями; Научное понятие как форма логического мышления является концентрированным отражением внутренних, существенных, определяющих свойств и закономерных связей предметов материального мира. Определение существенных признаков предметов и явлений обязательно при выявлении объективных законов реальности, а это — главная задача науки.

Фиксируется научное понятие, как правило, с помощью термина — однозначного слова, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. Термин всегда имеет готовое, принятое для него в науке значение, которое раскрывается в определении.

12. Вторая аксиома чтения художественных текстов.

Вторая аксиома: понимание – это не что иное, как связывание. Смысл ищется не?в? детали, а ?на пути? от одной детали к другой, в зоне их взаимодействия.

Формирование художественного образа. Видео урок по фотографии 78

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector