Тема 6. художественная обработка металлав россии стили и направления

6.1 Историческая справка развития обработки художественного металла.

Художественной обработке- металла принадлежит особое место в истории декоративно-прикладного искусства. Время открытия металлов теряется в глубине веков. Термин «металл» произошел от греческого слова «металлон» -рудник, а затем и само вещество, добытое в руднике, стали называть «металлом». На Руси кузнечным делом начали заниматься в VI-1V веках до н.э., а в 1800г. кузнец Тульского оружейного завода В.А.Пастухов первым применил штамповку. В середине XIX века появились паровые молоты, на смену которым пришли гидравлические машины. Ковка и литье — неотъемлемые спутники художественной обработки металла. История применения художественного металла в архитектуре России занимает свое особое место. Это одно из самых древних видов искусства.

Русские архитекторы и чугунных дел мастера создали много высокохудожественных произведений — украсили парки, сады, набережные, мосты, усадьбы, дворцы и города чугунными кружевами.

6.2 Разнообразие видов оконных и дверных решеток, технология обработки металла в XVII веке

А начиналось все в первой половине XVII века, когда значительно возросло количество заказов кузнецам на церковные ограды и оконные решетки.

Мастерство изготовления железных оконных решеток и металлических ограждений церковных порталов постоянно совершенствовалось с течением времени и сменой эпох.

Большое разнообразие видов оконных и дверных решеток ХУПвека можно объединить в четыре основные группы, положив в основу такой систематизации технологию их изготовления.

Конструктивная схема решеток

1 группа решеток образована рядом вертикально расположенных стержней.

2 группа — прямоугольная сетка, которая образуется при пересечении вертикальных и горизонтальных стержней. Но ее каркас все равно остается прямоугольной сеткой стержней.

3 группа — конструктивная схема построена на сетке из диагонально расположенных прутков или полос металла. Стержни могут иметь равномерно распределенные по длине изгибы. Данная конструкция позволяет выполнять простые и сложные орнаментальные композиции путем незначительного изменения угла излома косого стержня.

4 группа — основу конструктивной схемы составляют кольца. Сама решетка состоит из колец, связанных между собой хомутами. Решетка может быть однослойной и многослойной.

Размеры ячеек решеток на протяжении многих веков, как простых, так и сложных принимались в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). Расстояние между прутьями составляло от 4 до 8 (100-200мм).

Тема 6. художественная обработка металлав россии стили и направления

Рис. 15 а) Схема кованых оград с разветвлёнными завершениями вертикальных прутьев. Середина XVIII века

Тема 6. художественная обработка металлав россии стили и направления

Рис. 15 б) Схема кованых оград с разветвлёнными завершениями вертикальных прутьев. Середина XVIII века

Технология изготовления такова, что после гибки они соединялись нагретыми хомутами из полосового железа, которые при остывании прочно стягивали стержни между собой.

В XVII веке мастера России обращались к древним народным традициям.

С течением времени развивалось и другое направление, в основе которого была тенденция использования в ковке образцов западно-европейского искусства. Русские мастера, если и изготовляли свои произведения по «заморскому образцу», то не могли не внести свою лепту в понимание художественной выразительности изделия, его места в ансамбле или в отдельном здании. Элементы решетки — спирали, рамки, узоры — соединялись между собой кузнечной сваркой и клепкой. Места клепки в рамке каркаса украшались накладками из листового железа.

6.3 Художественные произведения из металла Петровской эпохи (конец XVII в., начало XVIII в.)

С развитием каменного строительства в России в конце XVII века определили бурное развитие всей российской науки. Под покровительством царя Петра Первого в Россию хлынуло западноевропейское барокко — стиль динамичных форм, беспокойных ритмов, кривых линий, валютообразных и скобчатых завитков, напоминающих ушную раковину.

Художественные произведения в XVII веке делились на две стилистические группы:

1 группа — изделия, в рисунках и способах изготовления которых продолжается разработка традиционных народных приемов.

2 группа — изделия в стилевом отношении следующие западноевропейским образцам. Ограды второй группы делались по точным чертежам архитекторов или образцам.

В первой же группе архитектор давал кузнецу наметку композиции, кузнец создавал рисунок решетки по своему усмотрению, сообразуясь с традициями художественного решения. Из разнообразия оконных решеток предпочтение отдавалось рациональным решениям. Повсеместное распространение получили оконные решетки из стальных стержней круглого и прямоугольного сечений.

В середине и второй половине XVII века в западной Европе на смену барокко пришло новое направление -рококо.

Рококо — производное от барокко. В нем преобладало декоративное начало, но утрачивается элемент конструктивности. Однако на русское прикладное искусство этот стиль не имел заметного влияния.

Единственным отголоском на западно европейское влияние стало еще большая декоративность барочных оград, ворот, калиток и других изделий.

Тема 6. художественная обработка металлав россии стили и направления

Рис. 16 Вид барочной ограды

Портрет в стиле Dream art в Фотошоп

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector