Структура личности

Личность представляет собой сложную систему, недаром ещё в древности человека называли микрокосмосом, вмещающим в себя весь мир. Удовлетворительной классификации качеств личности пока нет. Мы попытаемся выделить наиболее основные её черты. В целом структура личности включает в себя такие части, как темперамент, характер, направленность и потенциал личности.

Темперамент- совокупность динамических особенностей личности. И. П. Павлов выделил три основных свойства нервных процессов: силу, уравновешенность, подвижность. Их сочетания дают 4 темперамента, или типа высшей нервной деятельности: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Классической иллюстрацией приведённых типов служат герои А. Дюма: Арамис, Портос, Д’ Артаньян, Атос. Свойства, лежащие в основе темперамента, почти полностью обусловлены генотипом. Поэтому темперамент весьма устойчив и мало изменяется под влиянием среды и воспитания.

Характер- наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в её отношениях к людям, поведению и деятельности. Выделяются следующие полярные черты характера. По отношению к людям: коллективизм — индивидуализм, гуманность — жестокость, чуткость — чёрствость, правдивость — лживость, великодушие — мстительность, щедрость — скупость, доброжелательность — злобность, уступчивость — упрямство, вежливость — грубость, сдержанность — вспыльчивость и др. По отношению к себе: требовательность — самодовольство, самокритичность — самомнение, застенчивость — кичливость, скромность — хвастливость и др. По отношению к деятельности: трудолюбие — леность, аккуратность – небрежность, внимательность – рассеянность, инициативность – косность и др. к характеру относятся и волевые особенности: решительность – нерешительность, целеустремлённость – разбросанность, самостоятельность – конформизм, смелость – трусость, мужество – малодушие и др.

Сочетание указанных черт даёт огромное количество характеров.Выделяют сильный и слабый, твёрдый и мягкий, лёгкий и тяжёлый характеры. Характер зависит от генотипа и воспитания, в том числе и от самовоспитания. Неблагоприятные генетические и социальные факторы могут приводить к формированию патологических характеров — психопатий.

Направленность личностипредставлена такими явлениями, как потребности, влечения, интересы, цели, идеалы. Эти элементы определяют направления деятельности личности: то, к чему она стремится, то, что ей нужно. Базовый элемент в направленности личности — потребности, т. е. нужда человека в определённых факторах для нормального существования и развития. Субъективно потребность переживается как ощущение недостатка в чём-либо, как напряжение, которое снимается в ходе удовлетворения потребности. Потребности, слабо осознанные и недифференцированные, называются влечениями; осознанные и дифференцированные — желаниями; устойчивые, глубоко осознанные желания есть интересы. Последние могут быть познавательными (к математике, истории, литературе и т. д.) и практическими (стать депутатом, заработать деньги, приобрести специальность и др.) При удовлетворении потребностей, человек ставит определённые цели, которые являются моделями будущих результатов. Наиболее важные обобщённые цели человека, становятся идеалами.

Существуют три базовые группы потребностей: телесные, межличностные ( в уважении, безопасности, привязанности, любви, ласке, справедливости, в детях, самоутверждении, лидерстве, приносить пользу людям и др.), познавательные и эстетические (в новизне, знаниях, красоте, гармонии, порядке, ритме, симметрии и др.). На основе указанных базовых потребностей формируются сложные, комбинированные потребности.

Люди могут различаться по набору потребностей, по степени их развития и по формам их удовлетворения. Например, у одного потребность в новизне удовлетворяется в виде серьёзной систематической учёбы, а у другого — просто в чтении газет. Существуют социально приемлемые и социально неприемлемые формы удовлетворения потребностей. Так, большинство людей удовлетворяет потребность в самоутверждении в учёбе, спорте, научном и художественном творчестве, а некоторые, к сожалению, в насилии, создании преступных групп, пьянстве, наркомании.

В зависимости от широты круга потребностей, их разнообразия и степени выраженности мы характеризуем личность либо как богатую, развитую, обладающую большими запросами и высоким уровнем притязаний, либо же как бедную, неразвитую и даже примитивную. Если в структуре потребностей хорошо выражена потребность любить, приносить пользу людям, то это будет альтруистический тип личности (добрый человек), если же нет, то это эгоистический тип личности (недобрый человек).

Потенциал личностипредставлен знаниями, умениями и способностями. Эти элементы определяют эффективность, успешность деятельности, величину её результатов. Знания — это информация о мире и самом человеке. Умения — основанная на знаниях совокупность действий, обеспечивающих решение какой-либо типовой (известной ранее) практической или теоретической задачи. В зависимости от знаний и умений личность может быть более компетентной и менее компетентной. Способности — качества личности, определяющие выполнение новых, творческих познавательных и практических действий. Способности, или интеллект, — ведущий элемент в потенциале личности. Он обуславливает не только творческий характер деятельности, но и скорость приобретения знаний и формирования умений.

В зависимости от степени развития способностей мы характеризуем личность как малоспособную, способную талантливую, гениальную

Бессознательное, Супер-Эго и сознание. Структура личности в психоанализе. Зигмунд Фрейд.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector