Психология личности потребителя

2.1 Понятие о личности потребителя

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.

Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости.

Каждый человек имеет свои специфические особенности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п.

Нас интересует в большей степени понятие личность.

К определению личности в психологии существуют различные подходы1, что имеет свое отражение в формулировках:

А. Г. Ковалев – «Личность – субъект и объект общественных отношений».

А. Н. Леонтьев – «Личность – субъект деятельности».

К. К. Платонов – «Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем»

С. Л. Рубинштейн – «Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».

В.В. Богословский – «Личность – деятель общественного развития сознательный индивид, занимающий определенное положение и общественную роль».

Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».

Многие психологи считают личностью человека достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:

— тем, что человек в процессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятие «Я»;

— наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;

— наличием собственных моральных требований и оценок, делающих личность относительно устойчивой и независимой;

— активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Потребитель – это личность покупателя на рынке товаров и услуг. Потребитель способен сознательно воздействовать на окружающую действительность; изменять ее, а также изменять самого себя; управлять своим поведением и деятельностью.

Что же является главным источником активности личности любого человека, в том числе и потребителя? Это, конечно же, его потребности.

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Важная характеристика потребностей – их ненасыщаемость.

Именно ненасыщаемость потребностей является движущей силой развития рынка товаров и услуг. Потребности потребителя обусловлены образом его жизни.

Интересным представляется подход американского психолога Абрахамса Гарольда Маслоу (1908-1970) к изучению иерархии потребностей. А. Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более яркой и насыщенной будет его жизнь. На “вершине” пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Достигают уровня самоактуализации, по мнению А. Маслоу, немногие (менее 1%). Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). (Ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации). В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает “блокировку“ потребности более низкого уровня. Человек, достигший уровня самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы дурного, вкуса, цинизма. Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Ему характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

Психология личности потребителя

Рисунок 1 – Иерархия потребностей А. Маслоу

Ему присущи: неприятие условностей, но без показного их игнорирования; озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья; способность к глубокому пониманию жизни; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений; предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

2.2. Структура личности потребителя

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования.

Существуют различные подходы к определению структуры личности.

Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры.

Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Таблица 1 — Основные подструктуры как уровни личности

№ под- струк туры Название подструктуры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического Специфичес-кие виды формирова-ния подструктур
Направлен-ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения Биологического очень мало Воспитание
Опыт личности Умения, навыки, знания, привычки Значительно больше социального Обучение
Особенности Психических процессов Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности Упражнение
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства Социального очень мало Тренировка

Ведущим компонентом структуры личности является направленность– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.

Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека. Связана ли направленность личности с потребностями? Являясь источником активности, потребности лежат в основе возникновения мотивов – непосредственных побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Мотивы в свою очередь бывают осознанные (человек дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей).

Психология личности потребителя

Рисунок 2 — Взаимообусловленность потребностей, мотивов и направленности личности.

Психология саморекламы в системе маркетинговых коммуникаций. Лебедев-Любимов А.Н.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector