Вопросы методологии планирования в условиях рынка обсуждаются в отечественной экономической науке с момента начала перехода к рынку. Теоретические обобщения показывают, что в современных условиях планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой процесс.
Однако внутрифирменное планирование в современных условиях в силу специфики белорусской действительности столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условиях недостаточной экономической стабильности планирование не имеет смысла.
Практика и проведенное исследование показывают, что отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого стратегического плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления предприятия и негативно влияет на возможности привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предприятия, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах деятельности. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
В определенном смысле, бизнес-план, как часть стратегического планирования, позволяет повышать эффективность коммерческой деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта. Основной целью планирования можно считать формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления. В формализованном виде «стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего».
Практика белорусских компаний убедительно свидетельствует о необходимости бизнес-планирования как инструмента, способствующего повышению эффективности предпринимательства, его стабилизации.
Бизнес-план можно с полной уверенностью рассматривать в качестве основной формы планирования, определяющего содержание целей и задач, время и пути их достижения. Его значение обусловлено и возможностью использования бизнес-плана в качестве средства привлечения необходимых ресурсов.
Таким образом, бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Основным предложением по развитию функций управления на предприятии ТПЧУП «ИнтерКровСтрой» является использование бизнес планирования, как части и основы стратегического планирования, поскольку через бизнес – план можно планировать финансовую и производственную перспективу.
В настоящее время на предприятии разрабатываются параллельно два направления, ориентированные на развитие:
– создание участка для производства металлочерепицы на 3 рабочих места;
– реализация проекта по организации производства систем водоотведения и безопасности обустройства кровли.
Реализация первого направления запланирована в 2014 – 2018 г.г. реализация второго направления в 2017 – 2019 г.г.
Результатом обоих проектов будет выход в 2018 – 2020 г.г. на необходимый уровень производства, который позволит предприятию реализовать поставленную задачу по производству полного ассортимента строительных материалов для создания черепичных кровель всех типов.
Осознанное стратегическое планирование бизнеса