Цель: развитие творческого потенциала подростков. В наше время мы все чаще слышим слово «креативность». Кто-то из вас может ответить мне на вопрос «Что же это такое?»
1. Креативность-творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же, способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
2.Тест Торранса
Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, получаются интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения — 15 мин. Поэтому работайте быстро.
Обработка и анализ результатов теста
Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающие от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов — 20.
Критерии, используемые при проведении результатов тестирования
Рисунок № 1.
- 0 баллов. Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка.
- 1 балл. Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака.
- 2 балла. Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки.
Рисунок № 2.
- 0 баллов. Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок.
- 1 балл. Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 3.
- 0 баллов. Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты.
- 1 балл. Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 4.
- 0 баллов. Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак.
- 1 балл. Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 5.
- 0 баллов. Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт.
- 1 балл. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 6.
- 0 баллов. Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека.
- 1 балл. Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 7.
- 0 баллов. Абстрактный узор, машина, ключ, серп.
- 1 балл. Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и молот, теннисная ракетка.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 8.
- 0 баллов. Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека.
- 1 балл. Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 9.
- 0 баллов. Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного.
- 1 балл. Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 10.
- 0 баллов. Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса.
- 1 балл. Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура.
- 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек.
2 техники как найти свой талант — И определить дело своей жизни