Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в древнем театре. После этого его стали применять к самому его роли и актёру (из этого — «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не в противном случае, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» значительно изменило собственный суть и высказывает сейчас что-то противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью именуется людская индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, владеющий совокупностью социально значимых линия, качеств и свойств, каковые он реализует в публичной судьбе. В то время, когда говорят о личности, в первую очередь подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в ходе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного его культуры и общества. Не каждый человек есть личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в ходе социализации.
Социализацией именуется осуществляющийся всю жизнь индивидов процесс действия на них его структур и общества, из-за которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации направляться отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в юные годы, длится в молодости и в достаточно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, как личность, усвоив нормы и ценности поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в ходе публичной судьбе. Окружающая человека среда может оказывать влияние на развитие личности как целенаправленно (методом воспитания и организации обучения), так и без злого умысла.
Процесс социализации проходит через пара стадий, каковые социологи именуют жизненными циклами: детство, молодость, старость и зрелость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, трансформацией образа и привычек судьбы. По степени успехи результата различают начальную, либо раннюю, социализацию, охватывающую юности и периоды детства, и продолженную, либо зрелую, социализацию, охватывающую старость и зрелость.
Становление личности человека в ходе социализации происходит при помощи так называемых институтов и агентов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, важные за обучение вторых людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении разных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, дальние родственники и близкие, приятели, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (чиновники института, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играются наиболее значимую роль в ходе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее ответственное влияние.
Университеты социализации — это социальные учреждения, воздействующие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, университеты социализации кроме этого подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного университета социализации могут служить семья, школа, вторичного — СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных взаимоотношений, вторичная — в сфере взаимоотношений социальных.
институты и Агенты социализации делают две главные функции:
1) обучают людей принятым в обществе образцам поведения и культурным нормам;
2) реализовывают социальный контроль за тем, как прочно, глубоко и верно образцы поведения и эти нормы усвоены личностью.
Исходя из этого такие элементы социального контроля, как поощрение (к примеру, в форме хороших оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) в один момент являются и приемами социализации.
Во время вторичной социализации личность возможно субъектом процессов десоциализации и ре?социализации.
Десоциализация является утратой либо сознательный отказ от усвоенных сокровищ, норм поведения, социальных ролей, привычного образа судьбы. Ресоциализацией именуется противоположный процесс восстановления потерянных социальных ролей и ценностей, переобучение, возвращение индивида к обычному (ветхому) образу судьбы. В случае если процесс десоциализации носит негативный темперамент и есть достаточно глубоким, он может уничтожить базы личности, вернуть каковые будет нереально кроме того посредством хорошей ресоциализации.
В ходе собственной жизнедеятельности люди вступают между собой в многообразные публичные отношения. Одним из видов социальных взаимоотношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по разным основаниям. В зависимости от наличия либо формализации элементов и отсутствия стандартизации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во?первых, наличием либо отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения постоянно регламентируются какими?или определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во?вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, каковые складываются в рамках официальных межличностных взаимоотношений, не зависят от личности, тогда как неофициальные межличностные отношения определяются личными личностными изюминками их участников, их предпочтениями и чувствами. Наконец, в официальных отношениях очень ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, тогда как в неофициальных отношениях решающую роль играется как раз выбор личности. Таковой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от свойственной каждому из них потребности в взаимодействии и общении с в полной мере определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в каковые люди вступают между собой, очень разнообразны. Они смогут быть коротко временными (попутчики в поезде), долгосрочными (приятели, сослуживцы), постоянными (их дети и родители), причинно?следственными (его жертва и преступник), функциональными (портной и заказчик), учебными (ученик и преподаватель), направляться (глава и подчиненный).
Компании, обслуживающие королёвский публичный транспорт, вынудят исправить недочёты в работе