Личность, индивид, субъект, индивидуальность. структура индивидуальности.

Приступая к изложению данной темы данной темы, хотелось бы выделить, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его мысль о единстве естественного и публичного в структуре людской развития. Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории . Такое познание предмета психологии разрешает максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, на протяжении его личного развития. Это указывает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере или к биологическому или к социальному началу.

Согласно точки зрения Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается при помощи единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, индивидуальность и субъект.

Носителем биологического в человеке есть в основном индивид. Человек как индивид является совокупностью природных, генетически обусловленных особенностей, развитие которых осуществляется на протяжении онтогенеза, результатом чего делается биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – неспециализированная, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке при помощи субъекта и личности деятельности. Наряду с этим речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы вследствие того что индивид на протяжении личной судьбе социализируется и получает новые свойства. Иначе, субъектом и личностью деятельности человек может стать только на базе некоторых индивидных структур.

Любой человек как личность проходит собственный жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Человек как личность является совокупностью публичных взаимоотношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – неспециализированная, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология взаимоотношений, психотерапевтическое учение о мотивации.

Но человек – это не только личность и индивид, но и носитель сознания, субъект деятельности, создающий материальный и духовные сокровища. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психологической жизни, как носитель психологических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из личности и определённых свойств индивида, каковые соответствуют средствам и предмету деятельности. Базу предметной деятельности человека образовывает труд и потому он выступает как субъект труда. Базу теоретической либо познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В базе коммуникативной деятельности лежит общение, что разрешает разглядывать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления разных видов деятельности человека как субъекта делается достижение им психологической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, неспециализированная и генетическая психологии.

Так, любой человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, субъект и личность, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он начинается в онтогенезе, а как личность он проходит собственный жизненный путь, на протяжении которого осуществляется социализация индивида.

Но для каждого из нас разумеется да и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Исходя из этого не считая понятий индивида, субъекта и личности употребляется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его линия из всех трех вышеназванных подструктур психики. Человек как индивид, субъект и личность деятельности возможно отнесен к определенным классам, типам и группам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории . Осознать индивидуальность возможно, только объединив все факты и информацию о человеке во всех качествах его бытия. С данной точки зрения индивидуальность – это функциональная черта человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Именно на уровне индивидуальности вероятны наивысшие успехи человека, потому, что индивидуальность проявляется во единстве и взаимосвязи особенностей человека как индивида, субъекта и личности деятельности.

В психотерапевтической науке существует пара понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида в большинстве случаев выражаются два главных показателя:
1) человек как необычный представитель вторых живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых линия;
2) отдельный представитель людской общности, применяющий орудия, символы и через них овладевающий психическими процессами и собственным поведением.
Оба значения понятия взаимосвязаны и обрисовывают человека как существо необычное. самые общими чертями индивида являются: своеобразие и целостность психофизиологической организации; устойчивость вместе с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом знают конкретного человека со всеми свойственными ему изюминками.
2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий собственный отношение к окружающему и наделенный определенными лично-психотерапевтическими изюминками.
В личности выделяется ее публичная сущность. Вне общества, вне социальной и опытной группы человек не имеет возможности стать личностью, у него не сформируется человеческий вид: т. е. формирует человека природа, а формирует его общество.
Сущностная черта личности и ее главные изюминки определяются:
а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него совокупностью убеждений, научных взоров на природу, общество, человеческие отношения, каковые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных интересов и целей, взаимоотношений, позиций;
б) степенью убеждений и целостности мировоззрения, отсутствием либо наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы различных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, в случае если личность руководствуется либо находится под влиянием противоречивых заинтересованностей, носителем которых она внезапно оказывается в силу разного рода социальных событий;
в) степенью осознанности человеком собственного места в обществе. Очень часто бывает, что человек через чур продолжительно не имеет возможности в силу разнообразные событий отыскать собственного места в обществе, что не разрешает его мировоззрению совсем оформиться и действенно проявляться;
г) характером и содержанием интересов и потребностей, лёгкостью и устойчивостью их переключаемости, их многогранностью и узостью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при собственной не сильный оформленности либо узости сильно ограничивают мировоззрение человека;
д) спецификой проявления и соотношения разных личностных качеств. Личность так многогранна в собственных лично-психотерапевтических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств смогут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
3. Человек как субъект. Человек постоянно является субъектом (участником, исполнителем) исторического и публичного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, например, источником преобразования и познания объективной действительности. Сама же деятельность наряду с этим выступает формой активности человека, разрешающей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность — не есть что-то над- либо сверхличностное. В то время, когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. В большинстве случаев словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую изюминку личности, делающую ее не похожей на окружающих. Личен любой человек, но индивидуальность одних проявляется весьма ярко, Вторых — малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сходу во всех сферах психологической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она есть постоянным объектом изучения при изучении каждой конкретной личности.

?? объект и Субъект. Сатсанг | Юрий Башта

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector