Вопрос 6. психологические особенности кризисов на стадиях профессионального становления личности

1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (I 4-15 или 16-17 лет). Факторы, обусловливающие кризис: Формирование профессиональных намерений и их реализация; становление «Я- концепции» и ее коррекция; случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности.

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации — формирования профессиональных намерений. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я- концепцию».

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, ненужности.

Способы преодоления кризиса: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

2. Кризис профессионального выбора (16-18 лет). Факторы, обусловливающие кризис: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; изменение социально-экономических условий жизнедеятельности; перестройка ведущей деятельности.

На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Способы преодоления кризиса: смена учебной мотивации на социально-профессиональную; коррекция выбора профессии. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

3. Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет). Факторы, обусловливающие кризис: трудности профессиональной адаптации; освоение новой ведущей деятельности; несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Основная причина кризиса психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

§ конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; корректировка мотивов труда и «Я — концепции»;

§ деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Кризис профессионального роста (23-25 лет) Факторы, обусловливающие кризис: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой; потребность в дальнейшем повышении квалификации; создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3 — 5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно (производительно и качественно) выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития, потребность в самоутверждении вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) Факторы, обусловливающие кризис: стабилизация профессиональной ситуации; не удовлетворенность собой и своим профессиональным статусом; ревизия «Я- концепции»; новая доминанта профессиональных ценностей.

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. При этом серьезной ревизии подвергается «Я- концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.

Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления — стадию мастерства.

6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года) Факторы, обусловливающие кризис: неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации; коррекция «Я- концепции»; недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом; психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья; профессиональные деформации.

Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная само актуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.

Кризис нереализованных возможностей — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет). Факторы, обусловливающие кризис: уход на пенсию и новая социальная роль; новый способ жизнедеятельности; сужение социально- профессионального поля; сужение финансовых возможностей; психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

8. Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет). Факторы, обусловливающие кризис: социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью.

После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену.

Каковы же способы преодоления этого кризиса? Психологические исследования последних лет показывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлению беспомощной старости. Л.И.Анциферова отмечает, что условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. «Новые старики» могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности. Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т.п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью. В настоящее время актуальным становится обеспечение полноценной социально-профессиональной деятельности пожилых людей.

Контрольные вопросы

1. Типология кризисов.

2. Биографические кризисы личности.

3. Характеристика нормативных кризисов.

4. Характеристика ненормативных кризисов личности.

5. Факторы, вызывающие кризисы профессионального развития.

6. Психологические особенности кризисов на стадиях профессионального становления личности.

6 периодов и 5 кризисов. Возрастная периодизация детства. Часть 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector