При воспитании координационных свойств употребляются следующие главные методические подходы.
1. Обучение новым разнообразным перемещениям с постепенным повышением их координационной сложности. Данный подход обширно употребляется в базисном физическом воспитании, и на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют собственный двигательный опыт, но и развивают свойство образовывать новые формы координации перемещений. Владея громадным двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и стремительнее справляется с нежданно появившейся двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным перемещениям неизбежно снизит свойство к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных свойств.
2. Воспитание свойства перестраивать двигательную деятельность в условиях неожиданно изменяющейся обстановки. Данный методический подход кроме этого находит громадное использование в базисном физическом воспитании, а также в единоборствах и игровых видах спорта.
3. Увеличение пространственной, временной и силовой точности перемещений на базе улучшения двигательных восприятий и ощущений. Этот методический прием обширно употребляется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в необходимые моменты исполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию перемещений, что ведет к понижению быстроты и проявления силы, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии спокойствия). Данный вид напряженности довольно часто появляется при большом мышечном утомлении и возможно стойким.
Для ее снятия целесообразно применять: а) упражнения в растягивании, в основном динамического характера; б) разнообразные маховые перемещения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в ходе работы либо их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно применять следующие приемы:
а) в ходе физического воспитания у занимающихся нужно организовать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в необходимые моменты. Практически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых перемещений и этому нужно намерено обучать. Это во многом предотвратит появление ненужной напряженности;
б) использовать на занятиях особые упражнения на расслабление, дабы организовать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому содействуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением вторых; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; исполнение перемещений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных свойств в спорте и физическом воспитании употребляются следующие способы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий используют стандартно-повторный способ, поскольку овладеть такими перемещениями возможно лишь по окончании громадного количества их повторений в довольно стандартных условиях.
Способ вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое использование. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией условий выполнения и вариативности действий. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
— строго заданное варьирование отдельных черт либо всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, к примеру прыжки в длину либо вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по внезапному сигналу и предварительному заданию темпа перемещений и пр.);
— изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; исполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и напротив);
— изменение способов исполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению перемещения, прыжки в длину либо глубину, стоя спиной либо боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» исполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в длину и высоту с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
— исполнение освоенных двигательных действий по окончании действия на вестибулярный аппарат (к примеру, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
— исполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в особых очках либо с закрытыми глазами (к примеру, упражнения в равновесии, броски и ведение мяча в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с применением необыкновенных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными методами полосы препятствий, отработка личных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного сотрудничества партнеров.
Действенным способом воспитания координационных свойств есть игровой способ с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий исполнение упражнений или в ограниченное время, или в определенных условиях, или определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный способ употребляется только в тех случаях, в то время, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять , если занимающиеся еще не хватает готовы к исполнению координационных упражнений. Игровой способ без дополнительных заданий характеризуется тем, что появляющиеся двигательные задачи занимающийся обязан решать самостоятельно, опираясь на личный анализ ситуации .
Координационные свойства в большом теннисе. Упражнения (лекция).