Крестовые походы (цели, участники, результаты). (билет 6)

В 1095 году на широкой равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народы выступил с речью папа. Он призвал собравшихся “опоясаться клинком” и двинуться в восточные государства на “освобождение гроба Господня из рук неверных” – мусульман. По христианскому преданию, в городе Иерусалиме в Палестине был похоронен Христос. Всем участникам похода отец давал слово полное прощение грехов. В знак готовности срочно двинуться в “святую почву” многие тут же нашивали себе на одежду кресты из красной материи. Исходя из этого участников похода на Восток нарекли крестоносцами, а сами походы – крестовыми.

Финиш XI века, наполненного стихийными бедствиями и феодальными войнами, был особенно тяжелым. Европа пережила “семь худых лет” – целую полосу неурожаев, падежа скота, массовых эпидемий. Крестьяне недоедали, а феодалы старались расширить поборы. голод и Отчаяние гнали обитателей сёл с обжитых мест. В походе на Восток крестьяне заметили возможность уйти от своих господ.

С ростом городов и расширением торговли росла и жажда наживы у феодалов. Они желали брать на городских рынках изделия ремесленников и дорогие вещи из заморских государств. Дабы расширить собственные доходы, феодалы стремились купить новые почвы с зависимыми крестьянами. Но к концу XI века практически все крестьяне были закрепощены. Взгляды западных феодалов обратились к восточным государствам, о несметных достатках которых они много наслышались от купцов и паломников. Феодалы сохраняли надежду пограбить богатые восточные города и создать новые земельные владения на Востоке. В одинадцатом веке в Западной Европе показалось большое количество безземельных рыцарей. По большей части это были младшие сыновья феодалов, не взявшие в наследство ничего, не считая доспехов и коня. разбой и Война были их главным занятием. Рыцари и составили основную силу крестовых походов. Разбогатеть на грабеже и купить почвы было мечтой особенно желанной. Со своей стороны папа желал еще больше усилить собственную власть и расширить доходы, подчинив себе восточные государства.

Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне государств Западной Европы. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а позже вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч людей. Слабо вооруженные и без припасов шли крестьяне к неизвестному Иерусалиму, занимаясь в дороге грабежом и нищенством. Население Болгарии и Венгрии давало отпор инопланетянам. Понеся в пути тяжелые потери, бедняки добрались до Константинополя. Тут в первом же столкновении они были полностью перебиты, и только немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а смерть нашли крестьяне на Востоке.

В осеннюю пору 1096 года из Франции, Италии и германии различными дорогами двинулись на восток отряды рыцарей под управлением больших феодалов. Они запаслись деньгами и были прекрасно вооружены. Феодалы забрали с собой слуг и шутов, охотничьих псов и соколов. Переход через горные, безводные местности был весьма тяжёл. Крестоносцев без финиша тревожила легкая конница мусульман. В решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков. Но “освободители гроба Господня” не весьма спешили к собственной цели. По пути они захватывали города, грабили и убивали местных обитателей. Неоднократно между предводителями отрядов появлялись столкновения из-за дележа добычи. По окончании трехлетнего похода только пятая часть крестоносцев подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути либо остались в захваченных ранее почвах, много возвратилось на Родину. Во второй половине 90-ых годов XI века по окончании ожесточенного штурма рыцари ворвались в Иерусалим. Они учинили в городе ужасную резню мусульманского населения. Ворвавшись в дом, рыцарь вешал на его дверях собственный щит: символ, что дом со всем имуществом в собственности новому хозяину. убийства и Грабежи прерывались только молитвами, по окончании которым кровопролитие возобновлялось.

На узкой полосе почвы на протяжении Палестины и морского побережья Сирии крестоносцы создали собственные страны. Главным из них стало Иерусалимское королевство. христиан и – Местных жителей мусульман, каковые еще были лично свободными, завоеватели насильно обращали в крепостных. Покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви. Народам угнетенных государств рыцари-крестоносцы принесли усиление феодального гнета.

Обитатели государств, покоренных крестоносцами, ненавидели захватчиков и неоднократно восставали. Они не только убивали феодалов, в то время, когда те небрежно ходили по дорогам, вместе с тем отказывались от сельскохозяйственных работ. Тревожно ощущали себя западные феодалы в чужой, враждебной стране. Совершенно верно скалы среди пустыни возвышались воздвигнутые ими крепости.

Страны крестоносцев враждовали между собой. С юга и востока их теснили мусульманские княжества. Для борьбы с ними западные феодалы предприняли второй крестовый поход, но потерпели полную неудачу. Скоро мусульмане создали замечательное государство, которое возглавил правитель Египта Саладин. Он разгромил войско крестоносцев и изгнал их из Иерусалима. Пробуя вернуть “святой город”, западные феодалы организовали третий крестовый поход, что возглавили короли Англии, Германии и Франции. Но и данный поход окончился неудачей.

В конце XII за организацию нового похода на Восток взялся отец Иннокентий III. Дабы избежать трудностей передвижения по суше, крестоносцы решили переправиться в Палестину морем. Они наняли суда у “королевы морей” – Венеции. Венеция в то время вела битву не на жизнь а насмерть с Византийской империей за первенство в торговле с восточными государствами. Венецианские торговцы в далеком прошлом грезили нанести византийцам удар, от которого те не имели возможность оправиться. Они решили применять для этого армейские силы крестоносцев. 1204 году крестоносцы штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в город, они стали грабить и разрушать купеческие дома и склады обитателей, храмы и дворцы. В грабежах учавствовали и пришедшие с крестоносцами священники и епископы. В четвертом крестовом походе особенно ярко обнаружились грабительские, захватнические цели крестоносцев. Разграбив богатейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Местное население не прекращало борьбу против завоевателей. Более 50 лет они теснили западных феодалов и в первой половине 60-ых годов тринадцтаго века изгнали их из Константинополя.

Крестоносцы неспешно теряли собственные владения в Палестине и Сирии. Папы и короли организовывали новые походы, но желающих принимать участие в них становилось меньше. Улучшения в сельском хозяйстве разрешили феодалам приобретать больше доходов от своих крестьян; войны же с мусульманами были через чур тяжелы и страшны. Для организации новых походов отец ввел налог, но деньги планировали с трудом. Практически сразу после восьмого, последнего крестового похода западные феодалы в конце XIII столетия утратили все собственные владения в мусульманских государствах.

Так закончились крестовые походы – захватнические войны западноевропейских феодалов на Востоке, длившиеся с конца XI века до конца XIII века. Собственной цели – завоевания государств Востока – западные феодалы не достигли.

И все же крестовые походы не прошли бесследно для Европы. Еще более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в данной торговле перешло к городам Северной Италии. По окончании разгрома в 1204 году Византия уже не имела возможности соперничать с Генуей и Венецией. Итальянские торговцы завладели целыми кварталами в портовых городах Палестины и Сирии.

Живя в восточных государствах и торгуя с ними, европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, арбузы, абрикосы. С этого времени в Европе вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, показавшиеся в Европе сейчас, также были заимствованы на Востоке. Европейцы обучились изготовлять зеркала и шёлковые ткани, лучше обрабатывать металлы. Случились трансформации и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, за столом обучились пользоваться вилками и ножами, купаться в тёплых банях, сменять белье и верхнюю одежду. Познакомившись с судьбой богатых людей на Востоке, западноевропейские феодалы стали еще посильнее тянуться к роскоши: прекрасной одежде, изысканным блюдам, дорогому оружию.

5 МИФОВ О КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector