Институционализация крестовых походов

В 1213 г. Иннокентий III возобновил призыв к Крестовому походу на Восток. Во все католические государства были направлены папские уполномоченные — легион фанатических проповедников священной войны. Тут были и самые влиятельные церковные иерархи (такие, как папский легат, отправленный во Францию, Робер де Курсон, Жак де Витри, епископ Акры, обошедший североитальянские города, Оливер Схоластик, выступавший в западногерманских областях), и обычные монахи. Отец распорядился везде вербовать воинство христово.

Проповедническо-вербовочная кампания, развернутая апостольским престолом, длилась около двух лет. После этого в ноябре 1215 г. в Риме был созван Четвертый Латеранский собор, что принял серию распоряжений принципиального характера, касавшихся организации Крестовых походов по большому счету. В случае если в XII в. практически единственным мероприятием, официально начинавшим тот либо другой поход на Восток, служила папская булла, то в начале XIII в., в то время, когда крестоносный энтузиазм на Западе заметно иссяк, в церковных верхах было решено поставить организацию этих фирм на более прочную базу, перевоплотив Крестовые походы в что-то наподобие постоянного университета.

Отныне городам и сеньорам сообразно с их имущественным положением предписывалось выставлять в поход определенный по численности воинский контингент и снабжать его средствами на три года. Епископам надлежало осуществлять контроль поведение тех, кто принес крестоносный обет, а к ослушникам использовать жёсткие церковные взыскания.

В ответах Латеранского собора 1215 г. серьёзное место уделялось денежной стороне Крестовых походов: обращение шла о том, дабы создать нужную для их проведения стабильную денежную базу, потому, что становилось все более очевидным, что самообеспечения солдат — до сих пор, в большинстве случаев, они снаряжали и содержали себя на личные средства — не хватает. Чем дальше, тем больше давали себя знать недостатки в денежной подготовке войны за Гроб Господень. По инициативе Иннокентия III собор установил необходимый феноменальный налог на потребности походов — крестовую деньгу. Церковнослужители, кроме тех, кто лично планировал участвовать в походе, должны были в течение трех лет уплачивать 1/20 часть собственного годового дохода. Папы и кардиналы вносили двойную долю — 1/10 часть доходов.

Решения собора, потом, регламентировали проповедь Крестовых походов. Ее должны были регулярно вести остальное и епископы духовенство. В каждую страну назначался кроме этого основной проповедник, под начало которого ставились меньшие проповедники из среды наиболее монахов и красноречивых клириков. Им первоначально поручались и сборы крестовой деньги, также как и ее распределение между крестоносцами (позднее, с середины XIII в., взимание средств возложили на главных сборщиков, в роли которых в большинстве случаев подвизались папские легаты в данной стране).

В распоряжениях Латеранского собора предусматривался, помимо этого, последовательность запасных мероприятий, имевших целью создать самые благоприятные условия для осуществления Крестовых походов. Со дня провозглашения святого паломничества объявлялся четырехлетний Белый свет, на время которого запрещались не только каждые внутренние войны, но кроме того рыцарские турниры. На данный же срок воспрещалась любая торговля с мусульманами, чтобы суда верных употреблялись лишь для транспортировки крестоносцев и всего, что им было необходимо, — оружия, коней, продовольствия.

По почину того же Иннокентия III с этого времени начали составлять пособия для проповедников Крестовых походов — сборники крестоносных булл и посланий римских пап, текстов епископских проповедей и тому аналогичных документов, из которых монахи и клирики имели возможность бы черпать аргументы, необходимые для успешной проповеди. Неспешно вырабатывался некоторый стереотип и папских крестоносных булл. Проповедь Крестовых походов получила черты известной формализации. Примером для папских призывов служила, в большинстве случаев, упоминавшаяся ранее булла папы Евгения III (1146 г.). В большинстве случаев для того чтобы рода пропагандистские документы подразделялись на три части. Первая часть именовалась повествование либо рассказ: в том месте описывались горестное положение святых мест, злодеяния неверных и пр. Вторая часть называлась увещание либо призыв — она содержала фактически клич, побуждавший к Крестовому походу. Необходимость его обосновывалась посредством классического, сделавшегося шаблонным терминов и набора понятий, при помощи которых формулировались задачи католиков: им, борцам Христовым, предстоит оторвать Святую почву из-под власти язычников, высвободить ее от непереносимого мусульманского ига, обезопасисть братьев-христиан, выступить мужественно и со всей силой обрушиться на супостатов и т. д. Эта часть крестоносных булл до предела насыщалась реминисценциями и библейскими образами, долженствовавшими придать папским призывам нужные убедительность и вес. В последней части крестоносного послания перечислялись материальные и духовные блага и привилегии, даровавшиеся римским первосвященником ветеранам : центральным пунктом тут было отпущение грехов — и им самим, и тем, кто поддержит крестоносцев средствами. Приблизительно по такому же стандарту строились и проповеди церковных иерархов.

В проповедях и буллах взяло детальную разработку учение церкви о заслугах перед Всевышним всех тех, кто опоясывался клинком либо же тем паче погибал для торжества дела Креста. Участие в Крестовом походе — таков суть этого учения — надёжный способ снискать милость Всевышнего, которая надежно окажет помощь достигнуть небесного блаженства. Крестоносец, принявший обет, как бы вступает в радостную сделку (это выражение употреблял еще Бернар Клервоский) с Всевышним: беря на себя обязательство совершить хорошее деяние земного характера — вести войну не на пузо, а на смерть с неприятелями Господа, он получает в приз небесное спасение. Буллы и проповеди сплетали около храбрецов Христа венец мученичества: смерть рыцаря в сражении с неверными облекалась мистическим ореолом и освящалась как страдание, прокладывающее дорогу в эдем.

С течением времени в церковных округах (диоцезах) были созданы необычные, как их метко назвал А. Ваас (ФРГ), бюро крестоносной пропаганды: оттуда в централизованном порядке производилась рассылка проповеднической литературы на места. Сохранилась книга крестоносных посланий начала XIII в., составленная в Роммерсдорфе (Германия), а от 1266 г. — трактат бывшего генерала доминиканского ордена Умберто де Романо О проповеди святого креста против сарацин, сводивший воедино все ходячие доводы в пользу Крестовых походов.

Итак, Иннокентии III предпринял новую попытку гальванизировать крестоносное перемещение, подведя под него жёсткую денежную, организационную и пропагандистскую базу.

Особенно ответственное значение наряду с этим придавалось денежной стороне дела: крестовая деньга превратилась скоро в один из самые обильных источников пополнения папской казны.

Крестовые походы против славян. Дмитрий Белоусов. Часть 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector