Эстетика французского просвещения.

Идеология французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции в стране. Это выяснило боевой, наступательный, бескомпромиссный и радикальный темперамент идей французских просветителей.

Во второй половине XVIII в. феодальные отношения во Франции стали тормозом исторического прогресса. Начался процесс распада феодально-абсолютистских взаимоотношений. Та же будущее ожидала и эстетику классицизма: она стала тормозом предстоящего развития мастерства.

Главные идеи французского Просвещения – вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, защита технического прогресса и научного познания, религиозная и этическая терпимость, отстаивание неотъемлемых естественных прав гражданина и человека, отказ от метафизики и догматизма. Из этого и эстетика просветителей Франции проникнута острой социально-политической и этической направленностью.

Эстетические идеи французского Просвещения формируются уже в первой добрая половина XVIII в. Сейчас выходит в свет много эстетических и искусствоведческих трактатов, в которых, с одной стороны, пропагандируются правила классицизма, а с другой – выдвигаются новые идеи.

Основоположником просветительского перемещения во Франции был Вольтер (1694–1778), организовавший девиз: “наука и Разум!” Всю жизнь он посвятил борьбе с феодально-абсолютистскими порядками, скатолической средневековой схоластикой и церковью. В данной борьбе он обширно пользовался средствами мастерства. Драмы, стихи и философские романы были для него оружием.

Эстетика Вольтера по большей части исследует неприятности мастерства. Собственные взоры на наиболее значимые неприятности художественной культуры он высказал в бессчётных предисловиях к своим драмам, в критических статьях, письмах. Им написан кроме этого последовательность философско-эстетических статей в “Философском словаре”. Потому, что в собственных общефилософских и политических статьях он пытается к конкретности, высмеивает отвлеченные метафизические рассуждения, в некоторых его эстетических работах чувствуется релятивистская позиция. Так, в статье “Красивое” он отказывается давать определение этому понятию. Для негра красивое – тёмная кожа, приплюснутый шнобель; для линии – пара хвост и рогов… Это ясно, считает Вольтер. Но вот в случае если задать вопрос философа, что такое красивое, он начнет городить невообразимую чепуху. Иронический тон Вольтера направлен против схоластических “рассуждательств” по поводу абстрактных понятий. В других эстетических статьях он оставляет иронически скептический подход и сам дает определения абстрактным понятиям. К примеру, в статье “Вкус” Вольтер определяет данное понятие как “чувствительность к красивому и некрасивому в искусствах”, а в мастерстве “имеется хороший вкус” и “истинные красоты, что их различает”1 .

Извращенный вкус, по Вольтеру, проявляется довольноопределенно: это все то, что неприятно просвещенному уму, к примеру, предпочтение претенциозного и жеманного несложному и естественному. Главными обстоятельствами плохого вкуса Вольтер вычисляет отсутствие публичной судьбе, церковь, неразвитость и недостатки ума некоторых видов искусств. Вкус, согласно его точке зрения, определяется разными социальными мотивами. Исходя из этого современный ему мир Вольтер именует лишенным вкуса. Путь к воспитанию вкуса – в преобразовании и просвещении судьбы всех народов.

К раннему периоду французского Просвещения в собственности известный социолог и крупный писатель Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Как и Вольтер, Монтескье был деистом, он признавал существование сверхприродного, Божественного первоначала, управляющего миром. Католические и другие религиозные учения о Всевышнем он отвергал самым решительным образом. Пребывав под влиянием британской философии XVII–XVIII вв., Монтескье усвоил и развил эмпирические, сенсуалистские положения британских философов, социологические и политические концепции британских просветителей, учение об умелом происхождении знания, осуждал идеализм и агностицизм, признавал объективность истины.

Основная мысль, выдвинутая Монтескье, о существовании общей закономерности мира, которой подвластен кроме того Всевышний, сильно повлияла на современников. Как социолог, Монтескье выдвинул идею о том, что публичная судьба подчиняется естественным закономерностям. почва и Климат, согласно его точке зрения, в конечном итоге определяют все стороны судьбы общества, все университеты, учреждения, законы разных народов и стран. Он осуждал феодально-абсолютистское государство, выдвигая в качестве совершенного строя конституционную “просвещенную” монархию.

Философским знаменем французских просветителей второго периода был материализм, что, но, соседствовал с идеализмом в понимании публичной проблематики. Базой нового общества они считали справедливость и “естественного человека”. В случае если люди верно осознают собственную пользу, то будут функционировать в полном согласии с заинтересованностями всех, не обращая внимания на собственный эгоизм. Значит, база публичной гармонии коренится в людской разуме. Из этого такое внимание к воспитательной роли мастерства.

Самый ярко несоответствия эстетики Просвещения выявились у Дени Дидро (1713–1784), пребывавшего под громадным влиянием идей британского Просвещения, в частности работ Шефтсбери. Он написал “Трактат о красивом”, в котором приходит к выводу: восприятие взаимоотношений – база красивого. За британцами Дидро осуществляет поиски объективной базы красоты.

Дидро стремился сделать мастерство демократичным. Он желал, дабы живописцами становились простые люди и изображали бы быт таких же простых людей. Он приводил в пример Шардена и Мечта, представителей третьего сословия в мастерстве, каковые предметом изображения выбирали привычную им жизнь. Дидро объявлял простых людей настоящими носителями моральных и эстетических сокровищ. Эта позиция контрастировала с классицистической, котораядопускала изображение лиц третьего сословия лишь в произведениях комического жанра. Дидро пытается отыскать равновесие между идеалом и действительностью, и в итоге склоняется к идеалу. Это ярко проявляется в его концепции типизации. Метод типизации сводится к устранению личных линия, к выделению только одной стороны характера. В следствии для того чтобы абстрагирования остается отвлеченное выражение какой-либо страсти, порока либо другого качества людской характера. Вместо сложного противоречивого образа получается абстракция какой-то людской черты. Это схоже с абстрактно-логическим методом типизации у классицистов. Актер обязан, согласно точки зрения Дидро, играться не “нутром”, а “холодной головой”, должен быть не чувствительным, а бесстрастным и спокойным. Играющий “нутром” делает это неровно, нецельно, настоящий же актер играется, руководствуясь рассудком, изучением людской природы, неустанным подражанием совершенному образу. У него все измерено, вычислено, упорядочено, и таковой актер неизменно идеален. Это типично просветительская точка зрения. Подлинный актер – гражданин, отрекающийся во имя целого от своих своекорыстных интересов и личных чувств.

Особенное место среди французских просветителей занимает Жан Жак Руссо (1712–1778). Его социальный идеал – республика, свобода, равенство, причем равенство не только политическое, но и имущественное. Руссо стоял во главе сентиментализма как литературного направления, для которого были свойственны культ эмоции, эмоциональное начало, апология задушевности, простоты, естественности. Все это накладывает отпечаток на эстетическую теорию Руссо. Вопрос о взаимоотношении между нравственностью и искусством стоит в центре его эстетики, которая, как и все его творчество, противоречива. Как приверженец сентиментализма, он отстаивает право эмоции, интеллектуальное достаток людской души, стихийность страстей. Наряду с этим Руссо – человек революционного долга, спартанского аскетической добродетели и нравственного идеала. Такая нравственная позиция просветителя и определяет все несоответствия, появляющиеся у него при определении социальной функции мастерства. С одной стороны, он осуждает мастерство, потому, что оно обязано своим происхождением “отечественным порокам”. Иначе, Руссо считает необходимым и нужным изображение несложного обычного человека, трудолюбивого, отличающегося добродетельностью. Он настаивает и на демократизации художественной формы, устранении фальшивой патетики, искусственной формы и поддельной героики. Он требует простоты, ясности, доходчивости стиля, искренности, естественности изображения. Все эти стилистические и формальные требования нашли отражение в кодексе поэтики сентиментализма.

Руссо видит и декларирует социальные несоответствия современного ему общества, но борьба с его недочётами получает у просветителя иконоборческую, спартански аскетическую форму. Как раз этим разъясняются его бессчётные заявления о том, что мастерство противоречит настоящей добродетели. Он объявляет идеалом народные празднества, безыскусные, проникнутые духом патриотизма, каковые проводятся без приготовлений, без роскоши и пышности.

Кроме неспециализированной неприятности о нравственности и взаимоотношении искусства, Руссо разглядывает и отдельные виды мастерства. В собственных высказываниях о живописи Руссо подвергает критике стиль рококо. Вычурности, жеманству он предлагает противопоставить естественность, простоту настоящего мастерства. Он ставит вопрос о соотношении рисунка и цвета в живописи. Для него основное в мастерстве – содержание, концепция, находящая собственный выражение в рисунке, что, согласно точки зрения Руссо, дает жизнь краскам, в нем концентрируется идейно-эмоциональная сущность живописи.

Уделяет Руссо внимание и музыке. Он говорит, что душой музыки есть мелодия, подобно рисунку в живописи. Что же касается гармонии, то она, согласно его точке зрения, играется подчиненную роль: может помогать мелодии, но, выдвинутая на первый замысел, гармония суживает мелодию, лишает ее выразительности и энергии.

Разбирая разные виды мастерства, Руссо приходит к выводу, что их сущность содержится в воспроизведении судьбы. От всех произведений искусства он требует правды, верности природе.

Эстетические воззрения французских просветителей отличаются острой социально-политической направленностью, проникнуты духом гуманизма, они ориентировали мастерство на реалистическое изображение действительности. Не просто так французские просветители оказали сильнейшее влияние на германскую, итальянскую, испанскую и русскую эстетическую идея.

Философия французского Просвещения (говорит Владимир Стрелков)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector