Основные элементы научного познания

В отличие от обыденного научное познание требует упорядоченной организации и продуманных стратегий исследовательской деятельности. Таковые возможно организовать только при условии понимания структуры научно-познавательного процесса, выделения его этапов и основных элементов.

Анализ структуры научного познания принято затевать с определения его субъекта — личности либо социальной группы, осуществляющей научное исследование. Субъект научного познания – отнюдь не безличный индивид либо несколько индивидов. Он владеет определенными эмоционально-волевыми качествами, заинтересованностями, предпочтениями, свойствами, темпераментом и.т.д. Кроме этого познавательная деятельность субъекта обусловлена выясненной научной традицией, социокультурно детерминирована. Своеобразной изюминкой субъекта научного познания есть его направленность на саморефлексию, самокритику, самосознание, свойство сделать собственное мышление предметом мышления.

Наиболее значимым элементом научно-познавательной деятельности есть объект познания– фрагмент бытия, на что направлена познавательная активность субъекта научного познания. Ясно, что познавать возможно только то, о существовании чего уже имеется некое представление. Так, объектом познания есть действительность, осмысленная как таковая. Так объектом юридического познания выступает правовая действительность, как часть социальной действительности, как значимый фрагмент бытия в целом.

Объект познания включен в определенную научную картину мира. Научная картина мира – это предельно обобщенная модель действительности, в схематической форме воображающая процессы и реальные объекты. Очевидно, что мир как такой вечно разнообразен, научная картина мира формируется в следствии выделения из этого нескончаемого разнообразия сущностных связей, воображающих интерес для науки на определенном историческом этапе ее развития. Эти связи фиксируются как совокупность онтологических правил, составляющих базу картины исследуемой действительности и выступающих в качестве базиса научных теорий. Научная картина формируется посредством систематизации и обобщения наиболее значимых научных достижений. Однако речь заходит не только о соединении разнообразной информации, которой располагают разные науки, но о выходе на уровень рефлексии – философской рефлексии, открывающей возможность формирования целостного представления о мире, его процессах и явлениях. В сущности, научная картина мира имеется лежащая в основании научной деятельности мировоззренческая структура, но понятия «картина» и «мировоззрение мира» — не тождественны. Картина мира — только часть научного мировоззрения, содержащая знания об устройстве мира. Согласно мнению ученых: «…научная картина мира – таковой горизонт систематизации знаний, где происходит теоретический синтез результатов изучения конкретных наук со знаниями мировоззренческого характера, воображающими собой целостное обобщение совокупного практического и познавательного опыта человечества»(1). Принято выделять общенаучную, частнонаучную, дисциплинарную картины мира. Общенаучная картина мира содержит представления о фундаментальных объектах, изучаемых соответствующими науками. Частнонаучная картина мира, будучи системой общенаучной, формируется около того либо иного фундаментального объекта, разворачивая его в совокупность объектов частнонаучного рассмотрения. Дисциплинарная картина мира являет собой модель определенного фрагмента реальности, представленного как совокупность объектов той либо другой научной дисциплины. Современная общенаучная картина мира представляет собой сложную совокупность, главными системами которой являются такие фундаментальные объекты как природа, общество, культура и человек(2). Любая из данных систем, со своей стороны, образует частнонаучную картину мира и частнонаучную онтологию, позиционирующую объекты естественных, социальных, гуманитарных, культурологических наук. Частнонаучная картина мира распадается на дисциплинарные картины, базирующиеся на дисциплинарной онтологии и задающие объектное поле конкретно-дисциплинарных изучений. Для того чтобы рода дисциплинарной научной картиной мира можно считать юридическую картину мира, которая являет собой модель правовой действительности во всей полноте ее элементов. Соответственно, юридическая наука предстает каксовокупность научных направлений, изучающих разные элементы права. Для того чтобы рода направления включают историю и теорию страны и права, конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, интернациональное и т.д. право.

Научная картина мира как образ и схема мира исторически изменчива, как исторически изменчиво знание об объекте научного изучения.

Еще один элемент научного познания — предметпознания. Предмет познания либо предметное поле познания – это конкретный нюанс либо нюансы исследуемого объекта, на каковые направлено внимание исследователя. Предмет познания формируется в следствии, во-первых, выделения некоего своеобразного фрагмента действительности – объекта, на изучении которого сосредоточиваются исследовательские упрочнения; во-вторых, постановки познавательной задачи, благодаря чего внимание исследователя концентрируется на некотором значимом нюансе выделенного объекта. Вероятен и обратный движение – синтез разных предметов познания с целью воссоздания сложного вида объекта. Предметом юридической науки есть тот либо другой нюанс либо аспекты права. Ясно, что комплекс этих качеств образует объект юридической науки, т.е. право во всей полноте его ипостасей.

Разумеется, что забранный сам по себе объект познания не есть предметом науки, таковым он делается только в следствии активной конструирующей деятельности познающего субъекта, которая связана с формулировкой определенной познавательной задачи, разграничивающей значительное и несущественное в объекте. Предмет научного познания в той либо другой мере обусловлен его способом.

Научный способ – (греч. способ — путь) это метод научного познания, воображающий собой совокупность правил, норм, процедур, организующих научно-исследовательский процесс. Гегель разглядывал способ как орудие, через которое субъект соотносится с объектом. Было бы неверным квалифицировать научный способ только как инструмент, лишенную содержательного наполнения схему познавательного процесса. Имплицитно (в свернутом виде) научный способ включает мировоззренческие, нравственные, ценностные моменты. Принято выделять содержательный, операциональный и праксеологический нюансы способа. Содержательный нюанс образовывает такое свойство как обусловленность способа предметом познания при помощи научной теории. В основании способа лежит определенная теория, из которой вытекают разработке исследовательского процесса. метод и Теория когерентны, т.е. взаимообусловлены: углубление теории обусловливает развитие способа; методологические новации влекут теоретические модификации. Разумеется, нельзя поставить символ равенства между методом и теорией. В случае если теория – это модель действительности, то способ – вытекающие из данной модели установки познания действительности. Чтобы теория стала способом нужно, дабы объяснительные положения теории были преобразованы в регулятивные правила способа, т.е. дабы теория стала операциональной, преображенной в совокупность исследовательских процедур, способов, приемов изучения.

Научный способ есть наиболее значимым условием успехи основной цели научного познания – научной истины. Научная истина – центральное понятие теории научного познания. В самом неспециализированном смысле научная истина – это достоверная информация об объекте, представленная в виде отдельного утверждения либо совокупности утверждений. Потому, что истина имеется свойство знания, а не самого объекта, ответственной проблемой философии науки есть – неприятность критерия (греч. критерий — мерило) истины. В истории науки были сформулированы разные параметры истины. Аристотелю в собственности ставшее хорошим определение истины как соответствия мысли и предмета, знания и действительности. Но развитие науки высветило определенные сложности установления этого соответствия. Исходя из этого кроме аристотелевского критерия истины были предложены и другие, среди них: очевидность и ясность (Р.Декарт), общезначимость (А.Пуанкаре), операциональность (Д.Дьюи), необходимость и всеобщность (И. Кант), логическая непротиворечивость (В.Лейбниц), полезность и экономность (Э. Мах). В рамках учения об истине сложилась традиция выделять следующие типы параметров истины: критерий корреспонденции – соответствия знания вещам; критерий когеренции – соответствия мышления самому себе; критерий сенсуализма – соответствия мышления ощущениям поопытного субъекта; критерий прагматизма – соответствия мышления успешному действию; критерий экзистенциализма – соответствия мышления бытию; критерий эмпириокритицизма – взаимосогласованности ощущений; критерий верификации – согласованности предложений науки с чувственным опытом и др.

Понятие «истина» раскрывается через определения «относительная» и «абсолютная истина». Безотносительная истина – это исчерпывающее и неопровержимое знание о том либо другом объекте. Понятие «безотносительная истина» может интерпретироваться трояким образом: как гносеологический идеал, как элементарная фактуальная информация и как знание, не опровергающееся, но только конкретизирующееся в ходе развития науки. Взор на истину как на исчерпывающее знание не оставляет места для его развития и эволюции. Ясно исходя из этого, что научная истина носит относительный темперамент — ее относительность содержится, первым делом, в ее неполноте, она испытывает недостаток в углублении и уточнении. Гегель утверждал, что истина не застывшая совокупность, а процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием, что неотделим от деятельности. Научная истина, так, процессуальна. Любой объект познания неисчерпаем, одновременно с этим, любая ступень познания ограниченна уровнем практики и развития науки. Научная истина относительна, покакое количество она содержит данные только о той части объекта, которая познана на том либо другом этапе развития науки. Но нельзя рассматривать научное знание как по определению гипотетическое. Развитие научной истины имеется процесс наращивание полного знания в пространстве относительного.

Один из правил научного познания — конкретность истины, его сущность содержится в требованииподходить к фактам не с неспециализированными формулами и схемами, а с учетом всех условий (в социальном познании – конкретно-исторических условий), в которых находится объект познания. Истинность либо ложность тех либо иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформулированы.

Истину направляться отличать от заблуждения, которое имеется знание, не соответствующее действительности, но принимаемое за подлинное. В сущности, заблуждение – это неадекватное познание действительности, имеющее для субъекта познания видимость подлинного знания. Часто основанием заблуждения являются социокультурно обусловленные предрассудки. В научном познании заблуждения выступают как ошибочные теории, несостоятельность которых выесть ходом предстоящего развития науки. Обнаружение заблуждения осуществляется через преодоление видимости его истинности.

Заблуждение, со своей стороны, направляться отличать от лжи как сознательного искажения, фальсификации действительности. Позванная рвением ввести в обман, неправда – нравственный феномен, она порождает такое явление как лженаука.

Научная истина не есть ценностно и нравственно нейтральной информацией. Она включает в себя аксиологические, этические а также эстетические нюансы. Неразрывное единство истины и хороша утверждается постнехорошей наукой, стирающей грань между познавательными целями и гуманистическими сокровищами.

§2. Этапы научного познания

Процесс научного познания осуществляется по определенной апробированной схеме, включает такие главные этапы как: постановка неприятности, выперемещение догадки, конструирование теории, обнаружение законов и формирование парадигмы.

познания и – Постановка проблемы, содержанием которого есть еще не познанная, но нуждающаяся в познании человеком противоречивая обстановка, теоретического либо практического характера. Научная проблема (греч. неприятность – преграда, трудность, задача) — это вопрос либо комплекс вопросов, появляющихся в ходе научного познания, ответ которых представляет теоретическую либо практическую значимость. Неприятность — это знание о незнании, рождающееся в следствии осмысления некоего несоответствия, пробела в научном знании, или недостатка научной информации о том либо другом явлении, ходе действительности. Разногласие между мыслями и фактами либо разногласие между мыслями – источник происхождения неприятности. Научное изучение начинается с постановки неприятности, т.е. главного вопроса, на решение которого направляются исследовательские упрочнения. Каждому историческому типу научного рационализма свойственны собственные характерные формы проблемных обстановок. Типологию научных неприятностей формирует Т. Кун, который различает три класса неприятностей, составляющих проблемное поле нормальной науки: установление больших фактов, теории и сопоставление фактов, создание теории; и феноменальные научные неприятности, которые связаны с научными революциями и затрагивающие глубинные основания тех либо иных исторически сложившихся форм научного знания(3). Развития науки возможно представить как процесс ответа одних осмысления и проблем новых.

Выдвижение догадки – этапнаучного познания, который связан с формулированием научного допущения либо предположения, подлинное значение которого неизвестно и испытывает недостаток в доказательстве. В современной методологии термин догадка — (греч. догадка – предположение),употребляется в двух основных значениях: как элемент научной теории и как способ развития научного знания. В сущности, догадка имеется предварительное допущение, сделанное на пробу с целью более легкого понимания фактов, но не поддающаяся до тех пор пока доказательству имеющимися фактами. Научные догадки выдвигаются в контексте развития науки с целью объяснения экспериментальных данных либо устранения противоречий теории. Большую роль в ходе формирования гипотезы играются направляющие научное познание научная картина мира, ценностные установки, нормы и идеалы изучения.

Гипотетическое знание – знание вероятностное по собственной природе, оно требует обоснования и проверки. На протяжении проверки одни догадки обретают статус теории, другие уточняются и модифицируются, третьи отбрасываются. Основные требованияотносительно построения догадок возможно свести к следующим: догадка обязана допускать возможность ее подтверждения либо опровержения; догадка обязана соответствовать установленным в науке законам; гипотеза должна быть согласована с имеющимся фактологическим материалом; догадка должна быть приложимой не только к тем объектам, для изучения которых она выдвинута, но и к более широкому классу родственных объектов; догадка должна быть простой и внутренне непротиворечивой; догадка обязана проверяться фактически и логически. Существуют различные виды гипотез – неспециализированные, частные, рабочие, догадки ad hoc — для каждого конкретного случая.

Конструирование теории – этап научного познания, в рамках которого осуществляется целостное отображение значительных черт и закономерных связей определенной сферы действительности. Научная теория (греч. теория – разглядываю, исследую) – это совокупность правил, идей, высказывающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного. Теория – не просто готовое знание, но инструмент чтобы получить новое знания. Что касается происхождения самих теорий, то существует два главных метода объяснения происхождения теоретического знания: эмпирический, в соответствии с которому теории – продукт обобщения умелого знания; и рационалистический, в рамках которого новая теория представляется логически выведенной, сконструированной из прошлых теорий.

Существует множество разновидностей теорий, среди них: растолковывающие и обрисовывающие, индуктивные и дедуктивные, фундаментальные и прикладные. Кроме этого принято различать неспециализированные и частные, особые и отраслевые теории. Особенный тип теории, формируемый неклассической наукой — стохастические теории, имеющие вероятностный темперамент.

Научная теория – сложное образование, в современной литературе по исфилософии и тории науки ее структура позиционируется как совокупность, состоящая из следующих элементов: исходные положения — понятия, правила; идеализированный объект – абстрактная модель определенного фрагмента реальности; логика теории — совокупность образцов, схем ответа некоторых конкретных задач; мировоззренческие, аксиологические, социокультурные установки; совокупность утверждений и законов, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами; символические обобщения – терминологический тезаурус(4).

Функции теории возможно свести к следующим: генерализующая — теория призвана систематизировать разрозненные знания в упорядоченное целое; методологическая – теория имеется базис способа, каждая методологическая конструкция имеет в собственной базе определенную теорию; объяснительная и предсказательная – теория ориентирована на осмысление особенностей, законов, причинных связей исследуемого явления и предсказание его будущих состояний; прагматическая – теория есть не только знанием, но и программой деятельности.

Главные требования к теории: точность, непротиворечивость, простота, широта приложения, плодотворность. Однако, выбор той либо другой теории в качестве исследовательского базиса, как показывает история науки, обусловлен не только ее операциональностью, функциональностью либо конкурентоспособностью, но и личными предпочтениями исследователя.

Наиболее значимым элементом теории есть закон. Научный закон – форма теоретического знания, содержащая представления о значительных, нужных и повторяющихся связях между явлениями настоящего мира. В научном законе отражаются лишь те связи между явлениями, процессами, каковые являются объективными, значительными, конкретно-общими, нужными, внутренними, повторяющимися. Законы науки отображают инвариантные связи между явлениями, они формулируются при помощи неспециализированных – номологических (греч. номос – закон), но не единичных высказываний.

Закон имеется знание одновременно стабильное и изменяющееся. Открытие нового закона не отменяет прошлых законов, скорее показывает ограниченность их действия определенными рамками. Принято выделять неспециализированные и специфические, главные и не главные, фундаментальные и производные, физические, химические, биологические, социальные и др. законы. Отличие социальных законов, к примеру, содержится в их эластичности — законы понимаются как тенденции либо тренды. Сведение законов одной сферы бытия к законам второй — редукционизм (лат. редукционизм – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию) – рассматривается современной наукой как контрпродуктивный прием.

Нужно отметить и такую особенность научного знания как специфичность законов, конструируемых научным разумом на том либо ном этапе его развития. Законы хорошей науки – это законы динамического типа, дающие предсказания совершенно верно определенного, однозначного характера. Неклассическая наука выдвигает понятие статистических законов, т.е. законов, базирующихся на статистической схеме детерминации, разрешающей учитывать роль стохастичности – случайности – в процессах развития.

С понятием «научный закон» тесно связано такое понятие как «детерминизм». Детерминизм (лат. determinare – определять, обусловливать) – признание общей объективной закономерности и причинной обусловленности общества и всех явлений природы, отражаемой в законах науки. Оппозиционной по отношению к концепции детерминизма есть концепция индетерминизма, отвергающая причинную зависимость и всеобщую закономерность явлений в обществе и природе. Научное познание в целом базируется на принципах детерминизма, но на различных исторических этапах развития науки существовали разные их толкования. Хорошая наука выдвигает принцип механистического детерминизма – представления об однозначной, жесткой причинно следственной связи явлений мира. Неклассическая наука утверждает идеал статистического детерминизма – понимания причинности как статистической вероятностной зависимости и закономерности. Постнеклассическая наука синтезирует представления о индетерминизме и детерминизме, определяя саморазвитие как перемещение от хаоса к порядку.

Формирование научной парадигмы — этап научного познания, в рамках которого осуществляется кристаллизация совокупности мировоззренческих, теоретических, методологических, ценностных представлений принимаемых научным сообществом в качестве решения и модели постановки научных неприятностей. Понятие «научная парадигма» было введено в философию науки Т. Куном для объяснения функционирования науки. В современной философии науки научная парадигма рассматривается как: «…совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, способов, схем и норм научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследоинтерпретации и ваний научных изучений»(5).

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: