Антиохийская уния.

Император Феодосии в Халкидоне на заседании 16-ти участников — по 8-и от каждой стороны, как в фокусе заметил всю силу и резкость расхождений участников двух Соборов, а чрез это осознал он глубину разделения либо раскола в Церкви. И сам император, думается, пробовал что-то сделать, он пять раз увещевал осудить главы Кирилла; но почему-то не довел дела до конца и оказал отправленным от Кирилла больше доверия, чем второй партии (Деяния Мировых Соборов I, 334, стр. 326).

В марте 432 г. пишет императору послание отец Келестин (+ 26 июня 432 г.), умоляя его “дать защиту правой вере” и даровать подкрепление здравым и врачество требующим исцеления” (Деяния V, 130). Сам император думал о примирении сторон. Еще закрывая Ефесский Собор, т.е. распуская участников его, он предоставлял епископам изыскивать меры примирения враждующих (Sacra у Mansi IV, 1465 А. Свящ. Т. Лященко, Св. Кирилл Александрийский, стр. 421). По его указанию, либо возможно по тайному побуждению и от Кирилла, Максимилиан собирает в Константинополе Собор практически из 30 епископов (Деяния II, 121), и тут рассуждают об условиях примирения епископов. Опираясь на данный Собор, император начинает проводить благие пожелания в судьбу. Как раз, он отправляет известного нота и трибунариуса Аристотелая с письмом к Иоанну Антиохийскому (Деяния II, 137-139), где повелительно требует его примирения с Кириллом. Дело было в августе 432 г. Восточные, повинуясь указу правителя, выработали 6 пунктов для примирения с Кириллом, в числе которых стояло: признание Никейского знака с авторитетным толкованием к нему в послании св. Афанасия к Епиктету против аполлинарианства, Кирилл должен был забрать назад собственные анафематизмы. Кирилл против этого решительно протестовал в послании к Акакию (Деяния II, 158-159). Но, в придворных сферах были течения негативные для Кирилла, и ему было нужно прибегать к подаркам (Mansi V, 794. — Проф. Кулаковский (История Византии, том I, стр. 288) говорит, что Кириллу “приходилось отправлять взятки за взятками… Клир Александрийский начинал роптать, что из-за данной смуты обнищает Александрийская Церковь.” Эти “благословения” придворным обошлись Кириллу в миллион рублей золота (Болотов, IV, 223). Факт “подарков” со стороны Кирилла согласится всеми, как основывающийся на показании его архим. и синкелла Епифания. Но его стараются изъяснить и простить (так Hefele) “ориентальными обычаями.” Ср. Hefele. Conciliengeschichte II s.s. 247, 266)… В итоге Кирилл отказался забрать назад собственные анафематизмы, а только “истолковал” их, причем объявил, что аполлинарианства он не держится. Эти мысли им были изложены в упомянутом письме Акакию.

Умеренные среди восточных решили начать с Кириллом переговоры на базе предложенных им условий. Первый ответ восточных Кириллу был отправлен чрез Аристотелая; для новых переговоров из партии умеренных стал в конце 432 г. епископ Павел Эмесский. Он был отправлен в Александрию с определенной инструкцией (Деяния. II, 141), а пара позднее было послано Кириллу послание епископа Иоанна Ан-тиохийского с изложением веры восточных. Вот его полный текст:

“Мы исповедуем, что Господь отечественный Христос, единородный Сын Божий, имеется совершенный человек и совершенный Бог (состоящий) из тела и разумной души; что Он рожден прежде столетий по Божеству, а сейчас, для нас и отечественного спасения, от Марии Девы — по человечеству, потому что (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Из-за чего мы и исповедуем одного Сына, одного Господа. На основании для того чтобы неслитного соединения мы исповедуем Святую Деву Богородицу, по причине того, что Всевышний-Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с собою храм, от Неё восприятый. Как мы знаем, что известные богословы — одни из евангельских и апостольских изречений Господа обыкновенно вычисляют общими, как принадлежащие одному лицу, другие же (изречения), по обстоятельству различия двух естеств, принимают раздельно и те из них, каковые приличны Всевышнему, относятся к Божественности Христа, недостойные же Всевышнего — к Его человечеству” (Деяния II, 142-143, см. 140 — Проф. Болотов (IV, 224, примечание) приписывает составление этого вероизложения Павлу Эмесскому, большая часть — Феодориту).

Кирилл отвечал посланием “Да возвеселятся небеса” (??????????????), где повторяет вероизложение восточных и расписывается под ним, помимо этого прибавляет собственные разъяснения.

На основании выставленных во обоюдных посланиях условий и согласия на них—в особенности—подписания Кириллом вероизложения восточных—была заключена в 433 г.(Liberari Breviar. Migne. Patrologia. Ser. lat. LXVIII, c. 983 — ср. Ser. gr. LXXVII, c. 121)так называемая Антиохийская уния,т.е.восстановлено общение между Антиохийской и Александрийской Церковью.

Но, не все восточные присоединились к данной унии. Возможно сообщить, послание Кирилла, “??????????????” раздробило восточных на две партии: умеренных, во главе с архиепископом Иоанном, и строгих — непримиримых. На торжественное извещение Иоанна Антиохийского о примирении с Кириллом, Феодорит Киррский ответил ему искренним и важным вопросом: а что будет с низложенными (Несторием и четырьмя митрополитами)? В это же время, Иоанн уже давно — еще в первом предложении через Аристолая — приносил их в жертву. Тогда строгие во главе — Евфирия, митрополита Тианского, Александра, митрополита Иеропольского, Мелетия Мопсуэстийского, а за ними обе Киликии, а после этого и Евфра-тизия — ответили разрывом церковного общения с Иоанном Антиохийским. Они обосновывали, что две обстоятельства разрыва с Кириллом остаются во всей силе: 1) это низложение Несто-рия, решительно неправильное — и 2) догматические заблуждения Кирилла. Собственную подпись под Антиохийским вероизло-жением он стёр с лица земли собственными добавлениями, так что все “покаяние египтянина (выражение из письма Нестория к не&меньше;дориту) иллюзорно.” Умеренные антиохийцы, хотя привлечь строгих к общению с Антиохийскою Церковью, предлагали им подписаться только под посланием Кирилла “??????????????,” обосновывая, что тут содержится видоизмененное вероизложение в сравнении с его анафематизмами. Два епископа, не согласившиеся на таковой компромисс, были сосланы: Мелетий Мопсуэстийский — в Армению, а Александр Иеропольский — в Египет. Дело было в 435 г.

Неизбежный итог всяких уний, соглашений, компромиссов — неудовлетворенность с обеих сторон. Так и в этом случае. Обиженны были епископом Иоанном, не избежал укоров и Кирилл. Епископ Александрийского диоцеза — Акакий Мелитинский, Валериан Иконийский, Суккенс Диоке-сарийский и пресвитер Евлогий — обвиняли Кирилла в том, что он поменял Ефесскому Собору. К ним обратился Кирилл с особенным посланием, где обосновывал, что он собственной точки зрения не поменял (Деяния. II, стр. 151).

6. Падение Византии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector