Внеурочная деятельностьв соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования (Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/) раскрывается план внеурочной деятельности, нагрузка учащихся, формы проведения.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
? план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
? план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы) от 1 до 2 часов;
? план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
? план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
? план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
? план воспитательных мероприятий.
Рекомендуемые формы организации внеурочной деятельности:
• экскурсии,
• кружки,
• секции,
• круглые столы,
• конференции,
• диспуты,
• школьные научные общества,
• олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Для учителей русского языка, можно рекомендовать проведение занятий внеурочной деятельности в форме кружка. В этом случае учитель совместно с учащимися определяет тематику кружка, разрабатывает рабочую программу, утверждает в образовательной организации. Наличие основного УМК не обязательно.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать 3 раздела:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и вида деятельности;
VII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ).
Итоговое сочинение в одиннадцатом классе было введено в 2014 году, когда Министерство Образования приняло решение вернуться к традиционной форме экзамена, но – в качестве промежуточной аттестации. Получение зачета по этому сочинению является необходимым условием для допуска к ЕГЭ. Критериев оценки сочинения немного: его объем должен составлять не менее 250 слов, проверяется соответствие теме, аргументация (привлечение литературного материала), композиция, качество письменной речи и грамотность.
Для успешной подготовки обучающегося к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приёмы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объёма на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию. Положительный эффект при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать её. Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения:
1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее трёх контрольных сочинений.
2. Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью совершенствования написанного.
3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.
4. Сочинения (в обобщённом варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).
5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению.
6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.
При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется следующим аспектам методической работы:· анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы; осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме; отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис — доказательства — иллюстрации); продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;· речевое оформление текста;· оптимальные формы работы с черновиком.
При подготовке к сочинению эффективны следующие приёмы:· создание устных сочинений на разные темы;· написание отдельных частей сочинения; многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развитие навыка рецензирования своей и чужой работы; редактирование текста.
Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания итогового сочинения и инструкцией для обучающихся.
Внеурочная деятельность