Типовые вопросы к зачету по дисциплине, используемые в ходе промежуточной аттестации

1. Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.

2. Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.

3. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.

4. Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.

5. Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.

6. Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.

7. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.

8. Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.

9. Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.

10. Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.

11. Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).

12. Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.

13. Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.

14. Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.

15. Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.

16. Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические). Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.

17. Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.

18. Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.

19. Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).

20. Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

21. Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.

22. Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.

23. Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

24. Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.

25. Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.

26. Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.

27. Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.

28. Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.

29. Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.

30. Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.

31. Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.

32. Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.

33. Основные направления деятельности семейной психологической службы.

34. Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.

35. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.

36. Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.

37. Основные направления работы политического психолога.

38. Содержание деятельности преподавателя психологии.

39. Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.

Типовые тестовые задания, используемые в ходе промежуточной аттестации

1. Девиз профессионального психолога:

А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);

Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);

В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);

Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);

Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);

Е) все ответы верны;

Ж) все ответы неверны.

2. Профессиональное сознание психолога отличается:

А) гуманным отношением к людям;

Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;

В) высокой степенью рефлексивности;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

3. Ответственность психолога предполагает:

А) гарантию позитивных изменений человека;

Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;

В) обязательную реализацию предложенных рекомендаций;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:

А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;

Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;

В) отгороженность от собственных чувств;

Г) способность к внушению;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

5. Методы профессионально психолога…:

А) универсальны для всех отраслей;

Б) зависят от определенных психологических теорий;

В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:

А) высокой степенью обобщенности;

Б) конкретизацией научных знаний;

В) соответствием установкам значимых людей;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:

А) безоценочный характер;

Б) доступность изложения;

В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

8. Решение психологической задачи предполагает:

А) описание образа мыслей клиента;

Б) готовность к принятию новой психологической информации;

В) фиксацию потребностей клиента;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

9. Психологическое консультирование – это…:

А) форма общения клиента и психолога;

Б) своеобразная исповедальная практика;

В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

10. Признаки успешной консультативной беседы:

А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;

Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;

В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;

Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;

Д) все ответы верны;

Е) все ответы неверны.

О промежуточной аттестации

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector