1. Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.
2. Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.
3. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.
4. Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.
5. Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.
6. Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.
7. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.
8. Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.
9. Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.
10. Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.
11. Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).
12. Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.
13. Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.
14. Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.
15. Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.
16. Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические). Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.
17. Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.
18. Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.
19. Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).
20. Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).
21. Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.
22. Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.
23. Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
24. Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.
25. Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.
26. Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.
27. Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.
28. Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.
29. Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.
30. Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.
31. Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.
32. Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.
33. Основные направления деятельности семейной психологической службы.
34. Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.
35. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.
36. Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.
37. Основные направления работы политического психолога.
38. Содержание деятельности преподавателя психологии.
39. Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.
Типовые тестовые задания, используемые в ходе промежуточной аттестации
1. Девиз профессионального психолога:
А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);
Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);
В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);
Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);
Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);
Е) все ответы верны;
Ж) все ответы неверны.
2. Профессиональное сознание психолога отличается:
А) гуманным отношением к людям;
Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;
В) высокой степенью рефлексивности;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
3. Ответственность психолога предполагает:
А) гарантию позитивных изменений человека;
Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;
В) обязательную реализацию предложенных рекомендаций;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:
А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;
Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;
В) отгороженность от собственных чувств;
Г) способность к внушению;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
5. Методы профессионально психолога…:
А) универсальны для всех отраслей;
Б) зависят от определенных психологических теорий;
В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:
А) высокой степенью обобщенности;
Б) конкретизацией научных знаний;
В) соответствием установкам значимых людей;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:
А) безоценочный характер;
Б) доступность изложения;
В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
8. Решение психологической задачи предполагает:
А) описание образа мыслей клиента;
Б) готовность к принятию новой психологической информации;
В) фиксацию потребностей клиента;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
9. Психологическое консультирование – это…:
А) форма общения клиента и психолога;
Б) своеобразная исповедальная практика;
В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
10. Признаки успешной консультативной беседы:
А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;
Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;
В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;
Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
О промежуточной аттестации