Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования.

Класс

№ урока Дата Тема урока Тип урока Кол-во час Элемент содержания Характеристика
деятельности
учащихся
план факт
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас». 16 час.
1.1. Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 час.
1. «И Муза вечная со мной!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.(Урок-путешествие) Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. · П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» · Д.Кабалевский «Песня о школе». · И.Якушенко «Пестрая песенка». Оборудование: МР3-диски, фрагменты мультфильмов. Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Хоровод муз. Кубан. Музыкальные произведения кубанских композиторов. Комбинированный урок. (Урок- экскурсия) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. · р.н.п. «Во поле береза стояла». греческий танец «Сиртаки» · молдавская хороводная песня-пляска «Хора». Оборудование: МР3-диски, рисунки детей
Повсюду музыка слышна. Комбинированный урок. (Урок — игра) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. Оборудование: фортепиано, металлофон.
Душа музыки – мелодия. Урок обобщения и систематизации знаний. (Урок-путешествие) Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. Оборудование: МР3-диски: П.Чайковский · «Сладкая греза», «Вальс», · «Марш деревянных солдатиков».
Музыка осени. Комбинированный урок Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. · П.И.Чайковский «Осенняя песнь» · Г.Свиридов «Осень» · В.Павленко «Капельки» · Т.Потапенко «Скворушка прощается» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
Музыка осени. Сочини мелодию. Урок закрепления нового материала. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Оборудование: репродукции картин русских художников, МР-3-диски.
«Азбука, азбука каждому нужна…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. · Д.Кабалевский «Песня о школе» · А. Островский «Азбука» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
Музыкальная азбука. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. · В. Дроцевич «Семь подружек» · «Нотный хоровод» Оборудование: МР3-диски, наглядный материал.
Обобщающий урок Музыкальные инструменты. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Оборудование: МР3-диски, презентация.
1.2. Мир музыкальных инструментов. 7 час.
Звучащие картины. Урок изучения и закрепления новых знаний. Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. · «Полянка» (свирель), · «Во кузнице» (рожок), · «Как под яблонькой» (гусли) · «Пастушья песенка» (французская народная песня) Оборудование: МР3-диски, презентация.
«Садко». Из русского былинного сказа. Комбинированный урок Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента — гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка». · Д.Локшин «Былинные наигрыши» — (гусли) · Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
Разыграй песню. Урок изучения и закрепления новых знаний. Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли – арфа – фортепиано. · И.С.Бах «Шутка» · К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». · Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
«Пришло Рождество, начинайся торжество». Комбинированный урок. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких — профессиональная, сочиненная композиторами. · К.Кикта «Фрески Софии Киевской» · Л.Дакен-«Кукушка» Оборудование: МР3-диски,презентация, рисунки детей.
Родной обычай старины. Комбинированный урок. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
Добрый праздник среди зимы. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника — Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. · «Тихая ночь» — международный рождественский гимн · «Щедрик»- украинская народная колядка · «Все идут, спешат на праздник» — колядка · С.Крылов — «Зимняя сказка» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: · «Марш» · «Вальс снежных хлопьев» · «Па- де-де» · «Зимняя песенка»А.Бердыщев Оборудование: МР3-диски,видео-фрагменты.
Раздел 2. Музыка и ты. 17 час.
2.1.Чувства человека в музыке. 9 час.
Край, в котором ты живешь. Кубан. Гимн Кубани как символ Краснодарского края. Урок изучения и закрепления новых знаний. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия — Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” — черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. · В.Степанова «Добрый день» · А.Шнитке — «Пастораль» · Г.Свиридов – «Пастораль» · В.Алексеев «Рощица» · А.Бердышев «Приезжайте в тундру» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, литературный материал. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Художник, поэт, композитор. Урок обобщения и систематизации знаний. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи — это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. · И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости» · И.Никитин «Вот и солнце встает» Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро» · П.Чайковский «Зимнее утро» · В.Симонов «Утро в лесу» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
Музыка вечера. Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр — колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. · В. Гаврилин «Вечерняя музыка» · С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» · Е. Крылатов «Колыбельная Умки» · В.Салманов «Вечер» Оборудование: МР3-диски, рисунки детей, иллюстрации.
Музыкальные портреты. Кубан. Кубанские песни. Урок изучения и закрепления новых знаний. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. · В.Моцарт « Менуэт» · С.Прокофьев «Болтунья» Оборудование: МР3-диски, иллюстрации, смайлики.
Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская народная сказка. Комбинированный урок. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. · П.Чайковский «Баба Яга» · « Баба – Яга» — детская песенка Оборудование: МР3-диски, литературный материал, презентация.
У каждого свой музыкальный инструмент. Комбинированный урок. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник — общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. · А.Бородин «Богатырская симфония» · «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) · «Учи Суворов» Оборудование: · МР3-диски,презентация.
Мамин праздник. Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку — маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки · В.Моцарт «Колыбельная» · И.Дунаевский «Колыбельная» · М.Славкин « Праздник бабушек и мам» · И.Арсеев «Спасибо. Оборудование: · МР3-диски, репродукции картин.
Музы не молчали. Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение музыкальных впечатлений . Оборудование: МР3-диски, презентация, рисунки детей.
2.2. Музыкальные образы. 8 час.
Музыкальные инструменты. Урок изучения и закрепления новых знаний Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. · «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. Оборудование: МР3-диски, музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». Урок изучения и закрепления новых знаний. Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов — лютня, клавеснн.Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. · И.Бах «Волынка» · П.Чайковский « Сладкая греза» · Л.Дакен «Кукушка» · «Тонкая рябина» — гитара · Ж.Рамо — «Тамбурин»- клавесин · И.Конради – «Менуэт» — лютня Оборудование: МР3-диски, литературный материал.
Звучащие картины. Урок обобщения и систематизации знаний. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Оборудование: МР3-диски, репродукции картин.
Музыка в цирке. Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. · А.Журбин « Добрые слоны» · И.Дунаевский « Выходной марш» · Д.Кабалевский «Клоуны» · О.Юдахина « Слон и скрипочка» Оборудование: МР3-диски, видео- фрагменты.
Дом, который звучит. Урок изучения и закрепления новых знаний. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны — оперу и балет. Герои опер — поют, герои балета — танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. · Н.Римский-Корсаков опера «Садко» · ( фрагменты) · Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» · («Золотые рыбки») Оборудование: МР3-диски,, видео- фрагменты
Опера-сказка. Урок закрепления знаний. Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному — солисти вместе – хоромв сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. · М.Коваль «Волк и семеро козлят» · М.Красев-«Муха–цокотуха» Оборудование:МР3-диски,литературный материал.
«Ничего на свете лучше нету». Кубан. Народные игры. Комбинированный урок. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. · Г.Гладков «Бременские музыканты» Оборудование:МР3-диски.рисунки детей.
Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Оборудование:МР3-диски, иллюстрации, наглядный материал.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ/Как сделать календарно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector