Лекция № 1. психология развития как отрасль психологии

Психология развития– раздел психологии, что изучает возрастную динамику развития людской психики, онтогенез психологических психологических качеств и процессов личности. Психологию развития возможно назвать «возрастной психологией», не смотря на то, что этот термин будет не совсем правильным. В возрастной психологии развитие изучается лишь в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы людской онтогенеза, она кроме этого разглядывает разные процессы психологического развития по большому счету. Исходя из этого вернее будет вычислять, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Фактически все исследователи уверены в том, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как как раз изменяется; в качестве предметапсихология развития изучает закономерные трансформации человека во времени и связанные с этим особенности и явления людской судьбе.

На данный момент в мире существует множество книжек по детской психологии. Наука о психологическом развитии ребенка – детская психология– зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, каковые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием индустрии, с новым уровнем публичной судьбе, что создавало необходимость происхождения современной школы. Преподавателей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? учителя и Родители прекратили разглядывать физические наказания как действенный способ воспитания – показались более демократические семьи.

Задача понимания мелкого человека стала одной из основных. Желание ребенка осознать себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более пристально. Они заключили , что лишь через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой воображает психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических изучений детской психологии помогает книга германского ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней он обрисовывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов эмоций, моторики, воли, языка и рассудка. Не обращая внимания на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его неоспоримый приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет судьбе ребенка и введением в детскую психологию способа объективного наблюдения, созданного по аналогии с способами естественных наук. Взоры В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, к примеру, разглядывал психологическое развитие ребенка как личный вариант биологического. Но В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному изучению психики ребенка. Исходя из этого, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. В большинстве случаев, возрастная психология изучает закономерности психологического развития здорового человека и есть отраслью психотерапевтических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию .

Онтогенез(от греч. ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития личного организма. В психологии онтогенез– формирование главных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – основная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии главное содержание онтогенеза составляют общение ребёнка и предметная деятельность(в первую очередь совместная деятельность – общение с взрослым). На протяжении интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-средства и символические структуры данной общения и деятельности, на базе чего и формируется его личность и сознание. Неспециализированным для отечественных психологов есть кроме этого познание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Так, в центре исследования и изучения находится человек– существо, воплощающее высшую ступень развития судьбы, субъект публично-исторической деятельности. Человек есть совокупностью, в которой физическое и психологическое, генетически обусловленное и прижизненно организованное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что свидетельствует его принадлежность к роду homosapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (создающий трансформации в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, опытных, конвенциальных и др.); «я-образ» (совокупность представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное уровень качества индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения последовательности наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Фактически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах воспитания и обучения, его формирования в общении и деятельности. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, очевидно либо скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психотерапевтических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие яркое влияние на практическую работу и исследование с людьми:

1) «чувствующий человек»– человек как сумма знаний, навыков и умений; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель», т. е. человек который нуждается, как совокупность потребностей и инстинктов;

3) «запрограммированный человек», т. е. в поведенческих науках человек предстает как совокупность реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек»– это таковой человек, что осуществляет выбор;

5) человек как выразитель ценностей и смыслов.

В педагогике исходят из образа «чувствующего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными действиями.

В следствии преобладания аналогичного подхода в воспитании и обучении происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища потребностей, влечений и инстинктов утвердился в ряде направлений психологии, в первую очередь, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (личная психология– А. Адлер, неопсихоанализ– Э. Фромм и др.) исходили в собственных концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психотерапевтические закономерности из удовлетворения динамики и исследования реализации разных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии, которая, изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психотерапевтических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных на протяжении социализации ролевых сценариев и программ судьбы).

В случае если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то действие так или иначе сводится к успешному подбору подкреплений и стимулов, на каковые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – база для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Тут он понимается как субъект важного выбора, порождаемого судьбой в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий собственными деяниями тот либо другой социальный образ судьбы.

От образов человека в науке и культуре зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития. Преобладание образов «чувствующего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило настоящий факт несовпадения индивида, индивидуальности и личности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух наследственности – и факторов. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально другая схема детерминации развития. В данной схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития, каковые в ходе жизненного пути смогут стать продуктом этого развития. Социальная среда кроме этого является источником , а не фактор, конкретно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, совокупности знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступают общение и совместная деятельность, при помощи которых осуществляется перемещение в мире людей, приобщение его к культуре.

«возрастная психология и Психология развития» л.№1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector