Лекция № 3. развитие: этапы, теории, законы и закономерности. пренатальное и перинатальное развитие

Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают бессчётные изучения. С момента оплодотворения в организме дамы зародыш живет собственной судьбой, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует догадка, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет организована центральная нервная совокупность, по причине того, что клетки живого организма смогут улавливать трансформации в химическом составе крови матери. А такие трансформации неизбежно появляются в связи с любыми хорошими либо отрицательными чувствами дамы.

Фактически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека делается двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш складывается из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются между собой, они больше, чем простые соматические клетки людской организма. Сейчас зародыш именуется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое наименование появилось, по причине того, что зародыш похож на ягоду.

Нервная совокупность зародыша формируется с 3—4-й семь дней внутриутробной судьбе, начинается в течении всего последующего внутриутробного периода. Не обращая внимания на то, что нервная совокупность появляется весьма рано, мозг будет развиваться в течении многих лет по окончании рождения ребенка. Но центральная нервная совокупность начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Отдай говорит, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок ощущает мысли, переживания, эмоции матери, эти впечатления потом организуют его темперамент, поведение, психику. У 28-недельного плода уже имеется мимические реакции. Плод высказывает собственный отношение к вкусу пищи, которую ест мать. Мины неудовольствия появляются на соленое и горькое, и, напротив, сладкое вызывает у зародыша выражение наслаждения. Плод реагирует особенным выражением лица на плач матери, крик, бешенство.

Бессчётные изучения продемонстрировали, что в развитии плода играется огромное значение деятельность нервной совокупности. В случае если у плода не известно почему повреждается мозг, масса и длина уменьшаются, то на протяжении родов плод может умереть. Перемещения плода в организме матери определяются деятельностью развивающейся нервной совокупности. Выражены глотательные и хватательные перемещения, подвижны конечности. Хватательный эффект в первый раз проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной судьбе.

Эксперты по проблемам раннего развития мозга, психического здоровья и внешней среды доказали, что ребенок ощущает отрицательные чувства матери, и они воздействуют на него самым сильным образом. Главные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов плода с окружающей средой. В случае если будущий ребенок был не желателен для матери, во время беременности она была озлоблена либо раздражена, то плод все это ощущал. Гормоны, образующиеся в организме дамы, самым негативным образом влияли на ребенка.

Акт рождения сопровождается сильным стрессом, как для матери, так и для новорожденного. По окончании того как ребенок показался на свет, нервная совокупность глубоко потрясена всем случившимся. Это дает основание сказать о психотерапевтической травме рождения.

Познание того факта, что ребенок ощущает и сознает еще до рождения, позволяет понять беременной даме, что она может оказать влияние на личность ребенка, может направить его развитие в том либо другом направлении посредством собственных чувств и мыслей. Это не свидетельствует, что каждые мимолетные беспокойства либо тревоги смогут навредить ребенку и как следует оказать влияние на его темперамент, в некоторых случаях это кроме того может сыграть хорошую роль в развитии ребенка. Соответственно это лишь то, что мать ребенка имеет возможность как следует улучшать его эмоциональное развитие.

Открытию факта внутриутробного формирования личности содействовал последовательность открытий, среди которых открытие существования совокупности общения между новорождённым ребёнком и матерью, названной «привязанностью».

Что принципиально важно, сделанные открытия по-новому растолковывают роль присутствия любящего мужа рядом с беременной дамой. Для нее общение с ним есть постоянным источником эмоциональной чувства и поддержки защищенности, что, со своей стороны, передается ребенку.

Возвращаясь к теме о психотерапевтической травме рождения с позиций данных открытий, делается очевидным, что для ребенка крайне важно появиться в горячей, душевной обстановке, рождающей защищенности и чувства безопасности.

Но все эти открытия не означают, что ребёнок в утробе матери владеет всецело организованной эмоциональной и психологической базой. Он не имеет возможности осознать тонкости беседы взрослых людей, но он осознаёт данный разговор с позиций чувств, улавливая мельчайшие трансформации, не ограничиваясь сильными и сильно выраженными, такими как любовь либо неприязнь, вместе с тем распознавая такие эмоции, как неуверенность либо двойственность эмоций.

Ребенок в утробе матери есть талантливым учеником. Одним из основных источников информации для него являются его эмоции. Так, к примеру, в случае если мать ребенка курит – он испытывает отрицательные эмоции (предположительно это связано с тем, что на протяжении курения ему недостает кислорода). А также в случае если мать не составит большого труда думать о курении, у ребенка будет наблюдаться беспокойство (учащенное сердцебиение, повышенная активность) – так называемый условный рефлекс на негативное событие.

Вторым источником информации для ребенка есть обращение. Не секрет, что у каждого человека личный ритм речи. И доказано, что источником рисунка речи человека есть обращение его матери, звучание которой он копировал. Причем процесс обучения начинается еще в утробе матери, это доказывается тем фактом, что ребенок движется в ритм ее речи. Младенец в возрасте 4–5 месяцев владеет прекрасно развитым слухом и может различать не только голоса своих родителей, но и музыку. В случае если включить спокойную музыку, то кроме того достаточно неспокойный ребенок успокоится, при с стремительной и громкой музыкой будет наблюдаться резкое изменение поведения плода в сторону увеличения его активности.

Врачом Домиником Пурпур, доктором наук медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, являющимся главой секции изучения мозга Национальных университетов здоровья, было указано правильное время формирования личности ребенка в утробе матери – это период между 28-й и 32-й семь дней беременности. Начиная с этого периода, информация поступает в мозг и передается отдельным частям тела. Несколькими семь дней позднее сигналы мозга ребенка становятся более ярко выражены и смогут быть зафиксированы устройствами, разрешающими выяснить, в то время, когда ребенок спит, а в то время, когда бодрствует.

Рождение ребенка быстро вносит в его мироощущения новые чувства, новые впечатления, обычно не всегда приятные. Да и то, как поведет себя ребенок в первые 60 секунд по окончании рождения, как правило продемонстрирует, каково будет его поведение в предстоящей судьбе. Так, ребенок, появившийся и появлявшийся в руках акушера, может развернуться, быть может остаться в позе эмбриона, привычной ему по утробе матери. В первом случае ребенок будет активным и деятельным, а во втором – будет психологически замыкаться и отстраняться. Для ослабления кризисности перехода из пренатального в перинатальный период развития нужно создать условия при рождении и сразу после него родные к тем, что были у ребенка в последние девять месяцев: положить его сразу после рождения на пузо матери, по окончании чего в ванну с горячей водой и т. д.

Психология возрастного развития– это отрасль знаний, разглядывающая динамику возрастных трансформаций. В психологии возрастного развития выделяют 2 типа развития: преформированный , непреформированный .

Преформированныйтип развития – развитие, при котором заблаговременно заданы и закреплены те стадии, каковые организм состоится в течение некоего времени, к примеру, эмбриональное развитие.

Непреформированныйтип – это таковой тип развития, в то время, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию внешней среды на организм.

Эволюционное изменение психики– это долгое и достаточно медленное развитие, из-за которого происходят устойчивые трансформации организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные трансформации– это стремительные, поведения человека и глубокие преобразования психики. Происходят на протяжении возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные трансформации– это стремительные, но не хватает поведения и устойчивые изменения психики, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные– предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в совокупности и целенаправлен .

Неорганизованныеситуационные трансформации носят, в большинстве случаев, случайный темперамент и не предполагают системной работы по обучению и воспитания.

В ситуационных трансформациях особенную роль играются психотравмирующие события, накладывающие большой отпечаток на трансформацию личности.

Детское развитие–непреформированный тип развития. Это как следует необычный процесс, что выяснен той формой развития общества и конкретно окружающего ребенка социума, в котором ребенок находится.

Движущие силы психологического развития– это факторы, каковые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются обстоятельствами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психологического развития– это внутренние и внешние неизменно действующие факторы, каковые воздействуют на процесс развития, направляя его движение и формируя конечный результат и динамику.

Законы психологического развития– это неспециализированные и частные закономерности, благодаря которым возможно обрисовать психологическое развитие и опираясь на каковые возможно руководить ходом психологического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что различные стороны психологической деятельности ребенка развиваются неравномерно. К примеру, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление начинается в подростковом возрасте.

Закон видоизменения детского развития содержится в том, что развитие не сводится к количественным трансформациям психики, оно является цепью качественных трансформаций.

Закон цикличностизаключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, любой цикл имеет собственный свой темп и содержание.

По проблеме развития мнения большинства зарубежных и отечественных психологов расходятся. Многие зарубежные психологи, к примеру, Ж. Пиаже, считают, что обучение ориентируется на развитие, т. е. при обучении нужно исходить из того, что ребенок осваивает данные в соответствии с уровнем развития познавательных процессов в этот период времени. Соответственно, необходимо давать ребенку то, что он может «забрать».

В отечественной психологии взор на развития соотношения и проблему обучения принципиально другой. Л. С. Выготский сказал о ведущей роли обучения в ходе развития, т. е. он отмечал, что обучение не должно плестись в хвосте развития. Оно должно пара опережать его.

Обучение Выготский характеризовал как публичный момент развития, имеющий общий темперамент.

Кроме этого он выдвигал теорию (идею) о существовании уровня зоны и актуального развития ближайшего развития.

Под понятием развития Л. С. Выготский осознавал процесс формирования человека либо возникновения и личности на каждом этапе развития новых качеств, специфичных для человека и подготовленных ходом прошлого развития. направляться подчернуть, что эти качества существуют в готовом виде на прошлых ступенях развития, для них имеется предпосылки.

Основоположником изучения эволюционного развития всего живого и конкретно человека есть Ч. Дарвин. На базе его учения был создан закон о том, что онтогенез имеется краткое повторение филогенеза. Дж. Холл перенес этот закон на человека, на его психику. Человек в течение собственной жизни повторяет все стадии развития человечества. В рамках этого трудились Ф. Гетчесон, В. другие учёные и Штерн.

Ф. Гетчесон в качестве главного критерия применял метод добывания пищи. Он считал, что ребенок в течении судьбы проходит все стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища и торгово-экономическую стадию.

В. Штерн ориентировался на овладение человеком определенным культурным уровнем. Он отмечал, что человек на начальном этапе собственного развития напоминает млекопитающих, на следующей стадии – мартышку, после этого он овладевает культурными навыками и к началу обучения делается культурным человеком. Данную теорию осуждали за то, что негуманно заставлять человека повторять все стадии развития людской общества. Ее осуждали и за то, что она умозрительна, т. е. основана на внешнем сходстве. Однако, теория рекапитуляции– это первая попытка создать эволюционную теорию.

Представителями нормативного подходаявлялись Н. Гейзелл и У. Термел.

На базе долгого изучения изюминок социальной адаптации детей, их ряда и речевого развития вторых показателей посредством особого оборудования, кино, видео, и непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психотерапевтические портреты отдельных возрастных групп и выяснены нормативные показатели психологического развития.

Термел изучил детей-вундеркиндов. Приверженцы нормативного подходаположили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Они проследили динамику развития психологических функций ребенка с раннего детства до юношеского периода, до наступления взрослости.

Громадный интерес воображает теория трех ступеней детского развития К. Бюллера. Практически, теория Бюллера представляет собой необычную иерархию отдельных компонентов детского развития. На первой ступени стоит инстинкт, на второй ступени – дрессура (навыки), третья ступень – интеллект. В рамках данной теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер думал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение сотрудничества с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессовБюллер осознавал переживание и возникновение человеком наслаждения.

На первой ступени наслаждение приносит выполненная деятельность. К примеру, младенец наслаждается по окончании кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок наслаждается в ходе деятельности. К примеру, ребенок наслаждается от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек наслаждается от предвосхищения деятельности. Главная тенденция: в ходе развития отмечается переход наслаждения от финиша к началу действия.

Теорию Бюллера осуждали за необоснованность обрисованных критерия и ступеней их выделения. Практически, изучая развитие в рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его и охарактеризовал по тому же принципу детское развитие.

Неспешно в ходе развития происходит социализация личности. Данный процесс экспериментально изучался многими психологами.

Социализация –результат и процесс активного воспроизводства и усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Социализация может происходить как в условиях стихийного действия на личность разных событий судьбы, имеющих время от времени темперамент разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания и образования целенаправленного, педагогически организованного, результата развития и планомерного процесса человека, осуществляемого в интересах его и (либо) общества, к которому он в собственности. Воспитание есть ведущим и определяющим началом социализации.

Понятие «социализация»было введено в социальную психологию в 40—50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах это понятие взяло разную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное учение; в школе символического интеракционизма – как следствие социального сотрудничества; в гуманистической психологии – как самоактуализация.

Явление социализации многоаспектное, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии неприятность социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих совокупность регуляции социального поведения в зависимости от степени включенности в общество.

Формирование ценностных ориентиров кроме этого есть сложным процессом, зависящим от многих факторов, причем как внутренних, так и внешних. Ценностные ориентации– отражение в сознании человека сокровищ, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и неспециализированных мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия сокровищ, но четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Не смотря на то, что ориентиры разглядывали как личные формы репрезентации надындивидуальных сокровищ, ценностных ориентаций и понятия ценностей различались или по параметру «неспециализированное-личное», или по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие лично-психотерапевтических форм существования сокровищ, хороших от их присутствия в сознании. на данный момент, более принятым есть восходящее к К. Клакхону определение сокровищ как нюанса мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций сокровищ либо разновидностей аттитюдов(социальных установок).

Базу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды мыслительных действий и действий восприятия. Данный период насыщен впечатлениями. Ребенок деятельно познает мир, и самые яркие образы откладываются у него в памяти. Исходя из этого весьма развита и богата фантазия. Дети обожают слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позднее они сами стараются их придумывать. Они воспроизводят когда-то замеченный образ сами, не осознавая этого, наряду с этим, думая, что придумывают сами. Детские произведения полностью строятся на памяти, но наряду с этим ребенок комбинирует образы, вводит новые.

Сейчас у ребенка начинает формироваться темперамент, т. е. кое-какие черты характера. В психологии темперамент определяют следующим образом.

Личное развитие организма | Биология 9 класс #13 | Инфоурок

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector