Что изучает наука.

Наука изучает окружающую природу, реальность, действительность, принимаемую нами при помощи органов эмоций и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука имеется механизм и система получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – другими словами для того чтобы, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и является результатом , напрямую отражающий настоящее положение дел. Наука обязана древней философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом последовательности правил, каковые определяют, уточняют, детализируют формы научного отношения и научного познания к постижению действительности. Они фиксируют кое-какие особенности научного миропредставления, достаточно узкие, детализированные, необычные, каковые делают науку вправду весьма замечательным, действенным методом познания. Возможно выделить пара таких правил, лежащих в основании научного понимания действительности, любой из которых играется в этом ходе большую роль[11].

Во-первых, это принцип объективности. Объект – что-то, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее собственные законы развития.

Принцип объективности свидетельствует не что иное, как признание факта существования свободного от человечества и человека, от его интеллекта и сознания, возможности и внешнего мира его познания. И это познание разумное, рациональное должно направляться выверенным, обоснованным методам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, либо, говоря научно, принцип детерминизма, свидетельствует утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. В соответствии с принципу причинности событий, у которых нет настоящей, фиксируемой теми либо иными методами обстоятельства, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, либо, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов сотрудничества объектов. Лишь на его базе возможно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, применяя механизмы экспериментальной проверки и доказательства.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-различному, например, достаточно очень сильно различаются между собой его интерпретации в хорошей науке, связанной, в первую очередь, с хорошей механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях данный принцип остается одним из основных в научном подходе к пониманию действительности.

Следующий серьёзный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет суть и принимается научным сообществом лишь тогда, в то время, когда оно доказано. Типы доказательств смогут быть различными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений либо опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как очень вероятные, наука не приемлет. Чтобы некое утверждение приобрело статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально установлено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный по большей части для экспериментального естествознания, но в некоей степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном изучении как промежуточный либо довольно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, или в экспериментальном изучении вторых исследователей, или в теоретическом доказательстве вторых теоретиков. В случае если научный факт невоспроизводим, если он неповторим, его нереально подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип теоретичности. Наука – не нескончаемое нагромождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде возможно представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими правилами причинности либо логического следования. Отрывочный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Чтобы научное изучение давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть выстроена развернутая теоретическая совокупность, именуемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе бесконечное количество особенностей, отношений и качеств. Исходя из этого и нужна развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает самые существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата[12].

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с прошлым, – это принцип системности. Неспециализированная теория совокупностей есть во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию действительности и трактует любое явление как элемент сложной совокупности, другими словами как совокупность связанных между собой по принципам элементов и определённым законам. Причем эта сообщение такова, что совокупность в целом не есть арифметической суммой собственных элементов, как думали ранее, до появления неспециализированной теории совокупностей.

Совокупность представляет собой что-то более значительное и более сложное. С позиций неспециализированной теории совокупностей, любой объект, являющийся совокупностью, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними[13].

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он свидетельствует, что в науке нет и быть не имеет возможности окончательных, полных, утвержденных на тысячелетия и века истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно разбирающей способности разума, и постоянной экспериментальной проверке. В случае если на протяжении этих испытаний и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин настоящему положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет полных авторитетов, тогда как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из наиболее значимых механизмов реализации способов людской судьбе.

Авторитеты в науке появляются и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные лишь собственными очень способными людскими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя прошлые или как частный случай, или как форма предельного перехода.

Что изучает экология? Естествознание 7.1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector