История философии. религиозно-философские воззрения древней индии. религиозно-философская мысль древнего китая.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взоров, которая не заканчивается и по сей день.

1. условия и Предпосылки зарождения философии

смены и возникновения Реальный процесс развития философских идей изучает особенная наука — история философии.

История философии — это история самосознания людской культуры, т.е. в конечном итоге, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Отражая историю , в истории всемирный философии ставились и решались различные неприятности, каковые по-различному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и сейчас, имеет непреходящую сокровище.

Исторические типы философии

— Философия старого мира, включающая в себя:

— Индийскую философию

— Китайскую философию

— Древнюю философию

— Философия средневековья

— Философия ренесанса

Философия нового времени XVII века

-Философия эры просвещения

-Европейская философия XIX века

Современная философия XX века.

В базе периодизации древнеиндийской философии лежат разные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эру. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три главных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эра сутр. Веды (дословно — знания) — религиозно-философские трактаты, каковые создавались пришедшими в Индию по окончании XV в. до н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья племенами арийцев. Веды, в большинстве случаев, включали в себя: • священное писание, религиозные гимны (самхиты); • описание ритуалов (брахманы), сочиненное брахманами (жрецами) и применяемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников (араньяки); • философские комментарии к Ведам (упанишады). До наших дней дошло всего четыре Веды: • Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа. Громаднейший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают последние части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — сидение у ног преподавателя), в которых дается философская трактовка содержания Вед. самые известными источниками философии Старой Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы Махабхарата и Рамаяна, в которых затрагиваются многие философские неприятности эры. В ту же эру появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. В один момент появляется последовательность философских школ (даршан), каковые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, разглядывающих отдельные неприятности (к примеру, нама-сутра и др.). В будущем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, британской). 2. Онтология индийской философии (учение о небытии и бытии) опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, взаимосвязанности и порядка. небытие и Бытие ассоциируется соответственно с вдохом и выдохом Брахмы-Космоса (Всевышнего-творца). Со своей стороны, Космос-Брахма (Всевышний-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, по окончании чего он умирает и наступает полное небытие, которое продолжается кроме этого 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы. Вся нескончаемая история — это чередование судьбы Космоса (Маха Манвантара) и Безотносительного Небытия (Маха Пралайя), каковые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более идеальной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) воздействует на судьбу Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 3. Основной изюминкой древнеиндийской гносеологии (учения о познании) есть не изучение внешних (видимых) явлений и признаков предметов (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов. В данной связи индийская философия выделяет /при вида сознания. • пракрити — материальное сознание; • пуруша — чистое сознание (первичная энергия, из которой появились люди и Вселенная); • майя — сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания в соответствии с индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает лишь длительное время и материальное сознание (до И. Канта) не рассматривала вопросы настоящего и неподлинного бытия, иллюзорности и сущности. 4. Душа в индийской философии складывается из двух начал: • атмана; • манаса. Атман — частица Всевышнего-Брахмы в людской душе. Атман начален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, появляющаяся в ходе судьбы. Манас всегда эволюционизирует, достигает высоких ступеней или ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Кроме этого для индийской философии свойственны учения о сансаре, ахимсе, карме и мокше. 5. Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в жизни. Карма — предопределенность людской судьбе, судьбы. Цель кармы — совершить человека через опробования чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития — мокши. (С целью достижения данной цели душа может пройти через десятки, много земных судеб.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) заканчивается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — верховная цель любой души, которая возможно достигнута в жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи нескончаемой судьбе и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса — единство всех форм судьбы на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Наиболее значимый принцип ахимсы — непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. характерные черты и Общее понятие китайской философии.

Философия Китая в собственном развитии прошла три главных этапа:

• VII в. до н. э. — III в. н. э. — становление и зарождение старейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его авторитет на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и всемирный философии. 2, Старейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм; • конфуцианство; • легизм. Меньшее распространение взяли: • моизм; • натурфилософия; • номинализм. По окончании проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) базу китайской философии составляли: • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, появившийся в следствии влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; • неодаосизм; • неоконфуцианство. В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями всемирный философской мысли, в частности идеями: • христианской религии; • марксизма; • ведущих европейских философов; • американской философии прагматизма. 3. Для окружающей видения действительности и китайского мира (что отыскало отражение в китайской философии) характерно: • восприятие собственной страны — Китая — как центра существующего мира; • познание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; • осознание собственной ответственности перед Землёй и Небом за верное воплощение на Земле космических циклов; • восприятие человека, космоса и природы как единого целого; • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь изменений; • невыделение отдельной людской личности из коллектива; • осознание слабости отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стенки, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); из этого — трепет и уважение перед организующей силой — страной; • восприятие людской личности, коллектива, государства и общества как единого целого; распространение в обществе вертикальных подчинения (и связей власти), субординации, послушание руководству, восприятие главы страны (императора) высшей объединяющей силой страны, а страны — объединяющей силой общества, личности императора и обожествление должности, его власти; • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; • познание судьбы в первую очередь как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение жизни загробной, рвение максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (посредством трав, физических упражнений, верного правильного отношения и образа жизни к окружающей -действительности); • восприятие потусторонних сил как действительности, одушевление погибших; • уважение к родителям, старшим, духов и почитание предков (шэнов).

2.2 Философия Старого Китая — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector