Общество как объект философского анализа. основные теоретические модели развития общества.

Понятие «общество» явл.одним из чаще всего употребляемых в гуманитарных дисциплинах, в повседневном общении людей, а также в средствах массовой информ.. В зависимости от научных, интересов либо направленности исторического анализа это понятие может употребляться в разных значениях.
Общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность взаимоотношений между людьми, каковые складываются в ходе их совместной деятельности. Людские индивиды, образуя определённую общность, вступают между собой в связи и отношения, в ходе которых реализуют потребности и свои интересы. Общество– не простое скопление людей, а определённая совокупность, в рамках которой люди взаимодействуют между собой в соответствии с исторически выработанными правилами, ценностными ориентациями и нормами.
Общество как следствие рационализации социального действия по Максу Веберу. Узнаваемый социальный философ и немецкий социолог финиша XIX – начала XXвека исходил из понимания общества как субъективно-объективной действительности. Определяющим моментом в понимании общества выступает темперамент социальных действий индивидов. Социальное воздействие отличается от простых действий человека двумя необходимыми показателями – «субъективным смыслом», что придаёт человек собственному поведению и что мотивирует его поступки, и «ожиданием», ориентацией на Другого как вероятная ответная реакция на предпринятое социальное воздействие. М. Вебер различает 4 типа социальных действий:

1) аффективное – выстроенное на чувствах и эмоциях;
2) классическое – побуждаемое традициями, обычаями, привычками, имеющее темперамент социального автоматизма;
3) ценностно-рациональное воздействие – основанное на ценности либо идеале, которое определяется социальной верой в сокровище определённого метода поведения, независимо от конечного успеха деятельности, т.е. следование принятой в обществе совокупности сокровищ;
4) целерациональное воздействие – основано на расчёте и логике, ориентировано на достижение поставленных целей.

Общество как структурно-функциональная совокупность по Т. Парсонсу. Общество можно понять как совокупность социальных действий субъектов, любой из которых делает определённые социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, что он имеет в обществе.

25Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества …..

Публичное развитие – процесс, исходя из этого его осмысление стало причиной происхождению разных подходов, теорий, так или иначе растолковывающих развития общества и историю возникновения.
Существует два главных подхода к формированию общества: формационный и цивилизационный.

В соответствии с формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в собственном развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы –публично-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.Публично-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом методе производства. Метод производства включает в себя производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения – это отношения, каковые появляются в ходе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Как же идёт развитие общества в соответствии с формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются стремительнее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем появляется несоответствие: ветхие производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, нужна замена ветхих производственных взаимоотношений новыми. В то время, когда это происходит, изменяется и публично-экономическая формация.
Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, народов и различных стран идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, коммунизм и капитализм. В базе этого процесса лежат трансформации, происходящие в сфере производства. Приверженцы формационного подхода уверены в том, что ведущую роль в публичном развитии играются исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, потому, что любая последующая публично-экономическая формация прогрессивнее прошлее. Прогресс же связан с совершенствованием производительных производственных отношений и сил.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что свидетельствует “муниципальный, национальный, гражданский”.В эру Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и городаА Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, думал, что цивилизация – это верховный уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

В целом, цивилизационный подход воображает человека ведущим творцом истории, уделяет громадное внимание духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, народов и стран.

Sri Ramana Maharshi — JNANI 2019

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector