Становление философии в культуре древних цивилизаций востока

Становление восточного философствования происходит в двух традициях – китайской и индийской.

Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день классификация направлений китайской философии представлена в трактате О шести школах историка Сыма Таня (II в. до н. э.). Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения:

  • школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя);
  • школа Пути (Дао дэ цзя);
  • школа конфуцианских ученых (Жу цзя);
  • школа Закона (Фа цзя);
  • школа Мо Ди (Мо цзя);
  • школа Названий (Мин цзя).

Истоком китайского философствования является школа Инь-ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры И цзин (Книга (канон) перемен).

«Пять элементов» возникают в результате взаимодействия мужского, твердого, активного начала ян и женского, мягкого, пассивного начала инь. В космогоническом смысле это вода, огонь, металл, дерево, почва.

Основной категорией даосизма является дао. Понятие дао многозначно.

Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, в ней нет жизни и смерти, она не имеет границ и разделений. В дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии «собственного Я», слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие.

При жизни человеку следует придерживаться доктрины «не-деяния» (у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Деятельность человека должна согласовываться с естественной спонтанностью миропорядка.

Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551—479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания.

Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал (да ее практически еще и не было) принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством виделось ему подобным управлению семьей и описывалось в семейно-родственных категориях (государь — «отец и мать народа», «государство — единая семья»), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, его праведной жизни и самосовершенствования.

Теоретики школы закона (легизма) — Гуань Чжун, Цзы Чань, Шан Ян) в качестве высшей ценности выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Конфуцианской категории ли (традиции) легисты противопоставляют принцип фа — единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства.

Восходящий к Мо Ди (V—VI вв. до н. э.) моизм представляет иную, ориентированную на благополучие народа точку зрения на государство и государственное правление. Критикуя жестокость властей, Мо Ди причиной всего дурного в мире считал недостаток общечеловеческой любви.

Проблему соотношения «имен» (мин) и «реалий» (ши) решала такая школа китайской философии как Мин-цзя (Школа имен, номиналисты). Вокруг проблематики соотношения «имен» (мин) и «реалий» (ши) и формируются философские построения номиналистов. Номиналисты подчеркивали наличие связи «имен» и «реалий», сущностное единство «имени» и «реалии» и независимость различных признаков одной вещи друг от друга.

В чем сущность философии Древней Индии? Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. В Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении.

С VI в. до н. э. начинается время классическихфилософских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, которые признают авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, который отрицают единственность авторитета ведических текстов.

К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм.

Шесть наиболее влиятельных классическихортодоксальных систем, называемых астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса. Шесть школ образуют три пары так называемых саманатантра, т. е. дружественных учений, признающих и дополняющих основные положения друг друга.

Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит джайнов к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Джива — отдельныедуши, которые от природы способны к совершенству, — и аджива (пространство, эфир, материя) являются основными составными частями мира.

Философия буддизма восходит к учению шрамана Сиддхартхи Гаутамы. Категорической сам Будда считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека — это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования.

Ньяйя («вхождение в предмет») — философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в. до н.э. — сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием.

Ньяйя исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя — ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.

Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н.э.), — система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вайшешика (вступая в полемику с буддизмом) исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Ее основная тема — классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.

Веданта («завершение Вед») — учение Шанкары. Знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь, это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего. Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.

Миманса — школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого тому, кто желает достичь спасения.

2.1 Философия Древней Индии — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector