Характерные черты древнегреческой философии. общая характеристика школ и направлений античной философии.

Древнегреческой именуется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, жившими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-странах) Малой Азии, Средиземноморья, Крыма и Причерноморья, в эллинистических странах Африки и Азии, в Римской империи. (Часто философия Древнего Рима или конкретно отождествляется с древнегреческой, или объединяется с ней под неспециализированным заглавием древняя философия.)

Древнегреческая (древняя) философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа.

• демократический — VII — V вв. до н. э.;

• хороший (сократический) — середина V — финиш IV вв. до н. э.;

• эллинистический — финиш IV — II вв. до н. э.;

• римский — I в. до н. э. — V в. н. э. 2.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-досократиков: • милетской школы — физиков (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Главные неприятности, которыми занимались досократики: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования — декларирование собственных взоров, превращение их в догму.

Хороший (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение сократических школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (хорошего) периода кроме этого пробовали растолковать сущность Космоса и природы, но сделали это глубже досократиков: • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие идей и богов в создании Космоса и природы; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — создатель учения о чистых идеях, предшествующих настоящему миру и воплощением которых стал настоящий мир); • начали спор между идеализмом и материализмом; • показали интерес к проблеме человека, общества, страны; • от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую философско-просветительскую деятельность (Сократ и софисты).

Для эллинистического периода (образования кризиса и периода полиса больших стран в Африке и Азии под властью греков и во главе с их Александра потомками и соратниками Македонского) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность сократических философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис древних моральных и философских сокровищ; • понижение страха перед всевышними и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прошлых авторитетов, пренебрежение к его институтам и государству; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • рвение к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взора на мир (Эпикур); • признание высшим благом — удовольствия и счастья отдельного человека (физическое — киренаики, моральное — Эпикур). самые известными философами римского периода являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 — 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, тогда как древнеримская философия вырастала на традициях и идеях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — древнюю философию; • влияние на древнюю философию идей и традиций философии покоренных населений (украины, Северной Африки и др.); • близость философии, государственных институтов и философов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • маленькое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, государства и общества; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, приверженцы которой видели высшее благо и смысл жизни в большом духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, другими словами невозмутимости); • преобладание идеализма над материализмом; • все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей всевышних; • повышенное внимание к загробной жизни и проблеме смерти; • рост влияния на философию раннехристианских ересей и идей христианства; • постепенное слияние древней и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

В целом древнегреческая (древняя) философия имеет следующие изюминки: • материальной базой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в независимую прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое управление обществом; • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (преклонение и страх перед Космосом, проявление интереса в первую очередь к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира) • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в базе которого были неприятности человека); • допускалось существование всевышних; • древнегреческие всевышние были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое (линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита), причем эти направления поочередно господствовали: в досократический период — материалистическое, в хороший — имели однообразное влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

2.3 Древняя философия: досократики — Философия для бакалавров


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: