Ii. требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа снабжает развитие личности детей дошкольного возраста в деятельности и различных видах общения с учётом их возрастных, личных и психотерапевтических и физиологических изюминок и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Программа формируется как программа психолого-педагогической помощи индивидуализации и позитивной социализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс главных черт дошкольного образования (количество, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.3. Программа направлена на:

создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности хорошей социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, творческих способностей и развития инициативы на базе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды/

2.4. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ[4].

При разработке Программы Организация определяет длительность нахождения детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с количеством решаемых задач педагогической работы. Организация может разрабатывать и реализовывать разные Программы для дошкольных образовательных групп (потом – несколько) с различной длительностью нахождения детей в течении 24 часов, а также групп краткосрочного нахождения детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного нахождения, и для детских групп различного возраста от двух месяцев до восьми лет, а также разновозрастных групп.

Время, нужное для реализации Программы, образовывает от 65% до 80% времени нахождения воспитанников в Организации[5] в зависимости от возраста детей, их потребностей и индивидуальных особенностей, и вида группы, в которой Программа реализуется.

2.5. Содержание Программы должно снабжать развитие личности, способностей и мотивации детей в разных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

социально?коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно?эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально?коммуникативное развитие направлено на присвоение ценностей и норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные сокровища; взаимодействия ребёнка и развитие общения с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, саморегуляции и целенаправленности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование чувства принадлежности и уважительного отношения к собственной семье, Отечеству и малой родине, представлений о социокультурных сокровищах отечественного народа, об праздниках и отечественных традициях; формирование баз безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие познавательной мотивации и любознательности; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности и воображения; формирование первичных представлений о себе, вторых людях, объектах окружающего мира, о отношениях и свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, перемещении и покое, следствиях и причинах и др.), о нашем планете как неспециализированном доме людей, об изюминках её природы, многообразии народов и стран мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически верной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах мастерства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию независимой творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, а также связанном с исполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как гибкость и координация; содействующих верному формированию опорно-двигательной совокупности организма, формированию равновесия, координации перемещения, большой и небольшой моторики обеих рук, и с верным, не наносящем ущерба организму, исполнением главных перемещений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; саморегуляции и становление целенаправленности в двигательной сфере; овладение правилами и элементарными нормами здорового образа судьбы (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании нужных привычек и др.).

2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

? в младенческом возрастеэто яркое эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, стихов и детских песен, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

? в раннем возрастеэто игры и предметная деятельность с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с веществами и материалами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под управлением взрослого, действия и самообслуживание с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин, двигательная активность;

? для детей дошкольного возрастаэто игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, и игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (изучения объектов экспериментирования и окружающего мира с ними), восприятие художественной фольклора и литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (понимание и восприятие смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические перемещения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение главными перемещениями) формы активности ребенка.

2.7. Содержание Программы должно отражать следующие нюансы образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

? предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

? темперамент сотрудничества со взрослыми;

? темперамент сотрудничества с другими детьми;

? совокупность взаимоотношений ребёнка к миру, к вторым людям, к себе самому.

2.8. Программа предполагает часть и обязательную часть, формируемую участниками образовательных взаимоотношений. Обе части являются взаимодополняющими и нужными с позиций реализации требований Стандарта.

Необходимая часть Программы предполагает комплексность подхода, снабжая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.4 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных взаимоотношений, должны быть представлены выбранные и/либо созданные самостоятельно участниками образовательных взаимоотношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

2.9. Количество необходимой части Программы обязан составлять не меньше 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных взаимоотношений, – не более 40%.

2.10. Программа обязана включатьтри главных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается часть и обязательная часть, формируемая участниками образовательных взаимоотношений.

2.10.1. Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения Программы.

Пояснительная записка обязана раскрывать:

задачи и цели реализации Программы;

значимые для реализации и разработки Программы чёрта, а также возрастные и личные изюминки детей в Организации, их особые образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.);

подходы и принципы к формированию Программы.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в необходимой части и части, формируемой участниками образовательных взаимоотношений, с учетом возрастных и личных возможностей детей, их особенных образовательных потребностей, и изюминок развития детей с ограниченными возможностями детей и здоровья-калек.

2.10.2. Содержательный раздел воображает неспециализированное содержание Программы, снабжающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями.

Содержательный раздел Программы обязан включать:

а) содержание образовательной работы по пяти образовательным областям с учётом применяемых примерных главных образовательных программ методических пособий и дошкольного образования, снабжающих реализацию данного содержания;

б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и личных изюминок воспитанников, специфики их интересов и образовательных потребностей;

в) содержание работы по коррекции нарушений развития детей , если эта работа предусмотрена Программой.

В Содержательном разделе Программы должны быть представлены:

черта жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/либо режим дня, и особенности классических событий, праздничных дней, мероприятий;

особенности работы в пяти главных образовательных областях в различных культурных практиках и видах деятельности;

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

направления и способы помощи детской инициативы;

особенности сотрудничества педагогического коллектива с семьями воспитанников;

иные характеристики, самые существенные с позиций авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных взаимоотношений, формируется участниками образовательных взаимоотношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ.

Эта часть Программы обязана учитывать образовательные потребности, мотивы и интересы детей, участников их педагогов и семей и, например, возможно ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных форм организации и образовательных программ работы с детьми, каковые в громаднейшей степени соответствуют интересам и потребностям воспитанников Организации, и возможностям её педагогического коллектива;

помощь заинтересованностей педагогических работников Организации, реализация которых соответствует задачам и целям Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Содержание коррекционной работы и/либо инклюзивного образования включается в Программу, в случае если планируется её освоение детьми с детьми и ограниченными возможностями здоровья-калеками.

Этот раздел оформляется в виде одной либо нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления-и детей инвалидов квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание особых условий образования детей с ограниченными возможностями детей и здоровья-калек, а также применение особых образовательных методов и программ, особых дидактических материалов и методических пособий, предоставление одолжений помощника (ассистента), оказывающего детям нужную помощь, проведение групповых и личных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/либо инклюзивное образование должны быть направлены на:

? обеспечение коррекции нарушений развития разных категорий детей с ограниченными возможностями детей и здоровья-калек, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

? освоение детьми с детьми и ограниченными возможностями здоровья-калеками Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и личных изюминок и особенных образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/либо инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями детей и здоровья-калек, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (среди них и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и своеобразные образовательные потребности каждой категории детей.

При организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не есть необходимым; при же его выделения этот раздел оформляется авторами Программы так, как они находят разумным.

2.10.3. Организационный раздел включает описание организации образовательной деятельности и организационно-педагогических условий в Организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, нужное на реализацию Программы с учетом возрастных и личных изюминок детей, их особых образовательных потребностей, включая время для:

? конкретно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

? образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (на протяжении утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к дневному сну и приёмам пищи и т.п.);

? сотрудничества с семьями детей по реализации Программы.

Организационный раздел обязан содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности средствами обучения и методическими материалами.

2.11. Необходимая часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.9. Стандарта.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных взаимоотношений, возможно представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, разрешающую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных взаимоотношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛАВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова С. С. | Проектирование ООП ДОО на базе ООП ДО

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector