1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения;
• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание, распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени являлись:
• Эразм Роттердамский;
• Гуго Гроций;
• Бенедикт (Барух) Спиноза.
2. Дезидерий Эразм Роттердамский(1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого Северном Возрождения. Основными направлениями его философии были:
• критика и высмеивание средневековой схоластики;
• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — ренессансе раннего христианства и отказе от католического идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры);
• призывы к моральному поведению (соблюдению философии Христа);
• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) — Похвала Глупости.
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:
• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
• свободу;
• миролюбие;
• воздержанность;
• простоту;
• образованность;
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит:
• фанатизм;
• невежество;
• насилие;
• лицемерие;
• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал схоластику — идеологические основы прогресса того времени).
3. Гуго Гроций(1583 — 1645) — философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии.
Основными проблемами его философских исследований были:
• гносеология (познание);
• государство и право;
• проблемы войны и мира;
• международные отношения.
Гроций стал одним из основоположников теории естественного права,в которой можно выделить следующие основные идеи:
• право не дано Богом;
• право изначально заложено в человеке;
• все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;
• естественное право — это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;
• писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках — законах и т. д.;
• официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.
4. Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
• теория познания;
• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась втом, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для
своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.
5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции,суть которого в следующем:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является миром творящим и создает мир сотворенный — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — модусами единой субстанции — Природы-Бога;
• внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;
• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
• бесконечна в пространстве и времени;
• вечна (несотворима и неуничтожима);
• неподвижна.
Теорию субстанции Спинозы можно представить ввиде следующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции).
Нидерландская живопись — открытие действительности