ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПАРАМЕТРОМ МЕДИАНЫ (Mi)
ПАРАМЕТР СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИЗУЕТ Неспециализированную ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРАКТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, ВКЛЮЧАЯ ОТВЛЕКАЮЩИЕ
Действия.
Рис. V.7. Навык и его функциональные компоненты
Рис. V.8. Условия и главные этапы формирования навыка
на каждое собственный перемещение, сознательно осуществлять контроль метод его исполнения.
Навык возможно организован различными дорогами: через несложный показ; через объяснение; через объяснения и сочетание показа.
В любых ситуациях нужно понять место и схему действия в нем каждой операции.
К условиям, снабжающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их распределение и темп во времени. Серьёзное значение в сознательном овладении умениями и навыками имеет знание результатов.
Рис. V.9. Схема обстоятельств, воздействующих на продуктивность навыка
Рис. V.10. Изменение скорости сенсомотор-Ной реакции при упражнении: 1 — несложная ре-*кция; 2 — несложная реакция с переносом паль-Ца с одной точки на другую; 3 — реакция выбора; 4 — реакция переключения
Рис. V.11. Зависимость результатов упражнений от распределения их во времени (эти Старка). Испытуемым предлагалось упражняться в замещении букв цифрами в течение 120 мин. со следующим распределением упражнений во времени: несколько А упражнялась в течение 6 дней по два раза в сутки, по 10 мин. любой раз, несколько Б — 6 дней по одному разу в сутки (в течение 20 мин. любой раз), несколько В — 3 дня по 40 мин. через сутки, несколько Г выполнила одно упражнение, длившееся 120 мин. без перерыва. Как видно из кривых, упражнения по 10 и 20 мин. дали громаднейшее увеличение скорости работы.
Рис. V. 12. Значение знания результатов упражнения. Психотерапевтические изучения продемонстрировали только громадную роль оценки в выработке навыков.
Результаты выработки навыков с оценкой и без оценки в экспериментальных и контрольных группах изображены на данном графике. Смена групп, упражняющихся с оценкой и без оценки результата, произведена по окончании 10-го упражнения
Привычки — это компонент действия, в базе которого лежит потребность. Они смогут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и нужными (плохие привычки).
Пути формирования привычек:
через подражание;
в следствии многократного повторения действия;
через сознательные целенаправленные упрочнения, к примеру методом хорошего подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку либо эмоциональный образ.
Все многообразие людской деятельности возможно сведено к трем главным видам: труд, учение, игра.
Часть ручного труда в общем количестве всех его видов в самые развитых государствах на сегодня, если сравнивать с 90
1971 г., сократилась с 76 до 8% . Часть всецело автоматического производства возросла с 12 до 32%, а часть автоматизированного — с 12до 60%.
задания и Вопросы по теме
1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения (время от времени именуемого деятельностью) животных?
2. Как соотносятся деятельность и сознание? Подберите примеры, иллюстрирующие их различие и единство.
3. Как соотносится внешняя и внутренняя (психологическая) деятельность? В чем вы усматриваете основной суть интериоризации и экстери-оризации действий? Приведите примеры.
4. Применяя материал на с. 86, раскройте роль и сущность всех главных структурных элементов деятельности. Что в данной структуре есть главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?
5. Какие конкретно существуют точки зрения о возможности замены деятельности человека «деятель-
,,„, автомобилей? Что из деятельности человека и мосты’
каких условиях возможно передано для полнения техническим устройством, а что при езс событиях остается за человеком?
6. Что навык и такое умение? Как в неспециализированных ертах протекает процесс формирования навыков и от каких в первую очередь условий зависит «спешность их сохранения и формирования? Дайте чёрта функциональных компонентов навыка.
7. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?
8. Проанализируйте график трансформации скорости сенсомоторнои реакции при упражнении (с. 89) и ответьте на следующие вопросы:
а) о чем говорят выраженные «пики» и «плато» на кривых? Обратите внимание на некое совпадение обычных переломов кривых;
б) чем отличается формирование навыка несложной и более сложной (сенсомоторнои) реакции?
9. Проанализируйте по графикам связь результатов между распределения и упражнений их во времени (с. 89), от знания обучаемым результатов упражнений (с. 90). Из-за чего понижение кривых выработки навыка неспешно затухает? Возможно ли высказать предположение, что в будущем это падение закончится и вовсе?
10. Какие конкретно объективные и субъективные факторы воздействуют на продуктивность навыков, как и из-за чего?
11. Проанализируйте по блок-схеме (с. 84) психофизиологические механизмы управления двигательным актом, уясните функцию каждого его элемента. Применяйте эту схему для объяснения механизма несложного двигательного акта: удара молотком по шляпке забиваемого в стенке гвоздя либо написания буквы по заданному примеру.
12. В чем проявляется и как характеризуется переутомление и утомление? Чем возможно его снять либо уменьшить?
Рис. V.13. Главные виды людской деятельности и их предыстория
Рис. V.14. Схема классификации главных наук и проблем о человеке как субъекте деятельности
13. Что объединяет и что отличает труд, уче-ние, игру как главные виды деятельности? 14. Что предшествует деятельности и обес-печивает ее становление в ходе фило- и он-тогенеза чеЛ0века? Чем характеризуются импуль-сивное, исследовательское и практическое повеление, доречевое и речевое общение?
15. Какие конкретно ассоциации вызывает символическая заставка к теме «Деятельность» и в какой мере она согласуется с наиболее значимыми чертями деятельности человека?
16. Одной из задач обучения есть формирование навыков и умений, без которых нереально мастерство, творческое исполнение любой деятельности. Продумайте:
какие конкретно навыки вы вычисляете нужным организовать у учащихся в ходе обучения по преподаваемому вами предмету? Из-за чего наиболее значимыми условиями выработки навыков есть наличие глубоких знаний по предмету? Как направляться организовать упражнения по выработке
навыков? Какие конкретно неточности наряду с этим довольно часто допускают учителя?
Как воздействуют на выработку новых навыков ранее организованные?
Какое значение для успешного овладения навыками имеет систематическое приготовление обучающимися уроков, соблюдение режима дня и т.д.?
17. Для изучения закономерностей выработки навыков совершите опыт. Группе испытуемых предлагается таблица с изображением цифр (от 21 до 39), расположенных непоследовательно, и предлагается найти их в порядке возрастания числа. Опыт повторяется пара раз. Любой раз фиксируется время исполнения задания. После этого предлагается вторая таблица, где те же цифры находятся в другом порядке. Перед испытуемым ставится та же задача и фиксируется время. На базе взятых данных проследите процесс выработки интеллектуального навыка и охарактеризуйте явление переноса и интерференции.
Управление состоянием. Как состояние воздействует на уровень качества судьбы? YouTube-книга №16