Методика изучения уровня сформированности экологических отношений

Диагностические показатели:

1. поведения и Соответствие знаний в природе.

2. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать собственные позиции в поступках.

  1. Эмоциональное отношение к природе.
  2. Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому параметрам.
  3. Варианты заданий
Показатели Главные слова к фразы
Соотнесение уровня экологических характера и знаний поведения в природе Из-за чего ты так поступил… Возможно ли… как связаны… Как верно…
Интерес к природе Желаешь ли ты… Довольно часто ли ты… Что ты выберешь… Что ты ощущаешь…
Эмоциональное отношение к природе Обожаешь ли ты… Что тебе больше всего нравиться… Что ты эмоцииешь…
Оценочные умения Красиво либо некрасиво… Полезно либо вредно для здоровья, для живых существ

Рис. 2. Модель «эколог»

В рамках модели «эколог» любой сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Нужным условием применения данной модели есть наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), делающего функцию координатора. Такая модель формирует условия, нужные для действенной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада разрешает осуществлять экологизацию разных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение своих родителей, переподготовку и подготовку кадров, оценку внешней среды, координацию с другими учреждениями. Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны, в особенности в г. Москве. В работе обосновываются сложности и преимущества обеих образовательных моделей Выяснены вероятные направления работы каждого сотрудника дошкольного учреждения (начальника, методиста, педагога-эколога, психолога, медицинского работника, педагогов по изобразительной, театральной деятельности, художественному труду, музыкального начальника, инструктора по физкультуре, воспитателя) и их связи.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» правилами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, что самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию разных видов деятельности ребенка в повседневной судьбе (рис. 3).

Методика изучения уровня сформированности экологических отношений

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование реализовывают пара воспитателей, обычно без координации собственных действий второй — задачи по экологическому образованию включаются в замысел работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и осуществляет контроль методист либо начальник учреждения. Воспитатель формирует в группе нужную развивающую предметную среду (а также условия для независимой и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в разные экологически ориентированные виды деятельности. В рамках модели «воспитатель» реализуются лишь отдельные компоненты совокупности экологического образования (экологизация разных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение своих родителей). На рис. 3 сообщение деятельности воспитателя с этими компонентами продемонстрирована при помощи линий. Для сравнения обеих моделей на этом рисунке покинуты незаполненные прямоугольники, символизирующие сотрудников дошкольного учреждения, каковые трудятся в дошкольном учреждении, но не участвуют в ходе экологического образования. Сопоставление картинок дает наглядное представление об условиях для экологического образования в рамках различных моделей модель «воспитатель» формирует ограниченные возможности для этого процесса и есть менее действенной. Один из вариантов экологизации образовательного процесса рассмотрен в работе на примере включения экологического содержания в раздел программы «Истоки».

Главные компоненты совокупности экологического образования в дошкольном учреждении. Создана совокупность экологического образования в детсадах, включающая последовательность взаимосвязанных компонентов (рис. 4). В работе приводится детальный анализ каждого обоснование и компонента его значения с позиций реализации совокупности экологического образования в ДОУ.

Методика изучения уровня сформированности экологических отношений

Рис. 4. Совокупность работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении

экологизация и Организация развивающей предметной среды. На данный момент отмечается определенное несоответствие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с позиций экологического образования. Это отчуждение частично преодолевается при помощи экологизации развивающей предметной среды. Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Серьёзное требование к развивающей предметной среде — ее развивающий темперамент. Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

— познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

— эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его форм и красок);

— оздоровления ребенка (применение экологически надёжных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

— становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для создания желания и умений сохранить окружающий мир природы);

— формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного применения ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

— экологизации разных видов деятельности ребенка (условия для независимых игр с природным материалом, применение его на занятиях по изодеятельности и т.п.), совместной и личной экологически ориентированной деятельности детей.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по уровню развивающей предметной среды, по направлениям деятельности, что отражается в вариативном подходе к ее организации. Каждая развивающая предметная среда складывается из разнообразных элементов, любой из которых делает собственную функциональную роль. В работе рассмотрена функциональная роль разных элементов среды в экологическом образовании, варианты организации пространства. Так, для организации пространства в экологической помещении обосновано выделение последовательности функциональных территорий (обучения, коллекций, библиотеки, релаксации, игровой). Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды — создается для исследовательской деятельности детей. Живой уголок — достаточно классический элемент дошкольных учреждений нашей страны, но, его содержание и оформление получает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. В дессертации предложен последовательность правил отбора живых объектов (географический, экологический, систематический и природоохранный). Проанализированы такие элементы среды, как зимний сад, альпийская горка, музеи, огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая тропа, наряду с этим обосновывается их вариативность. Выяснена функциональная роль в экологическом образовании таких элементов среды, как игрушки и разнообразные игры, модели природных объектов, наглядные пособия (к примеру, природы и календари погоды, географические карты, коллекции природных и неестественных материалов), и современных средств обучения — компьютерные игры экологического содержания, фильмы (включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки природы, музыкальные произведения), оборудование для опытов и т.п.

Оценка состояния внешней среды детского сада включает данные о настоящей экологической ситуации района, района, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью предстоящего определения мер по вероятному улучшению состояния внешней среды и здоровья дошкольников. Для таковой оценки создана форма «Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих дошкольных учреждениях страны (рис. 5).

Б-15Правила отбора содержания экологического образования дошкольников

Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, каковые являются основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования баз его мировоззрения.

Доступность.Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста предполагает и значимость для ребенка приобретаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не нужно использовать научные термины, не смотря на то, что содержание некоторых из них возможно растолковано в дешёвой и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование кроме того больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

Гуманистичность.С позиции воспитания его использование свидетельствует формирование человека с новыми сокровищами, обладающего базами культуры потребления, заботящегося о собственном здоровье и желающего вести здоровый образ судьбы. Целью экологического образования есть сохранение здоровья человека в здоровой, экологически надёжной среде. Содержание экологического образования должно содействовать кроме этого формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам судьбы на планете.

Прогностичность.В дошкольном образовании в силу возрастных изюминок ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у умения и детей привычки оценивать кое-какие ежедневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать собственные жажды, если они смогут нанести вред природе.

Деятельностность. Экологические знания должны оказать помощь осознать ребенку, что необходимо сделать чтобы сохранить окружающую его самого и его родных среду. Он обязан в обязательном порядке учавствовать в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в ходе таковой деятельности происходит формирование и становление отношения «ребенок — окружающая среда».

Интеграция. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности экологизации и педагогического коллектива разных видов деятельности ребенка (о чем мы еще поболтаем).

Целостность.Отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении кроме этого обязан строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода). Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на отечественный взор, в его нежелании дробить природу на живую и неживую.

Конструктивизм. В качестве примеров для дошкольников обязана употребляться лишь нейтральная, хорошая либо отрицательно-хорошая информация. Т.е. приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан продемонстрировать ребенку хороший пример либо возможный выход из обсуждаемой обстановки. Очень принципиально важно наряду с этим выделить, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры удачно решенных экологических неприятностей, нужно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм.Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в ходе детской деятельности.

Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, в первую очередь собственного края, с учетом его историко-географических, этнографических изюминок.

Системность. самый эффективным представляется формирование у ребенка совокупности знаний и организация совокупности разных видов детской деятельности. Наряду с этим серьёзна последовательность усвоения знаний, в то время, когда «каждое последующее формирующееся представление либо понятие вытекает из прошлого».

Преемственность.Неприятность преемственности в содержании учеников и экологического образования дошкольников начальной школы содержится в упорядоченности, отборе главных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке совокупности усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

сознания и Вибрации тела: какое количество среди нас 4-мерных людей | Страны с большим уровнем вибраций


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: