Уроки обучения грамоте

Чаще всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно — сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, жукобуквенным и звукослоговым анализом и т.д. Такого типа уроки практиковались Л.Н.Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения». О таких уроках писал К.Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и сто учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть «чистых» уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование. Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: «Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали»…» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969. — С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слона нашего выдающегося методиста Н.А.Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф II.А. Русская начальная школа. — 4-е изд. СПб., 1984. С. 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в паше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей речи и судительных сил (выражение Ф.И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте.

Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчитана на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительно-обобщающий. Занятия на каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, — уроки строятся по такому плану:

1.Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2.Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3.Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4.Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения: по щучьему велению, по моему хотению; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясни стоя, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

|_________________ . |_____ ________ ____________ _________.

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается, как можно изобразить слово с помощью линейной схемы:

|____ _____ _____ ____.

Уроки обучения грамоте
Уроки обучения грамоте

Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как они могут быть изображены на схемах:

Уроки обучения грамоте
Уроки обучения грамоте
Уроки обучения грамоте
Уроки обучения грамоте

(лиса, шары, книга).

На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеобразные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово — название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-10 из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3-6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку.

|_____. Или |_____ ________ ____________.

Стоит в поле теремок.

|_____. Или |_____ ____ ____________.

Урок обучения грамоте Сидоренко

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector