Стефан пермский и начало христианизации коми

Очень ответственным этапом в истории коми народа стала его христианизация, т.е. распространение среди обитателей Коми края христианской, православной веры. Весьма ключевую роль сыграла христианизация и в упрочнении влияния столичных князей в Коми крае, в ходе вхождения Коми края в состав Русского страны.

Древние коми были язычниками. Они поклонялись древесным идолам (кумирам), каковые, как вычисляли пермяне, владели прекрасной силой. Пермяне приносили идолам жертвы (в большинстве случаев шкуры животных) и просили сделать успешной их рыбную ловлю и охоту. Помимо этого, древние коми верили в лесных, водяных и других духов, почитали животных (особенно медведя), деревья и другие предметы, каковые, по их представлениям, имели душу и пребывали в родстве с людьми.

Русские являлись христианами. По мере усиления русского влияния на Севере тут показались православные миссионеры, каковые занимались крещением местных жителей — сперва в ближайших к русским опорным пунктам районах (в частности, на Лузе), а после этого и в более отдаленных. Одному из таких миссионеров суждено было стать самый выдающимся в истории Коми края политическим деятелем и просветителем, первым епископом Пермским. Кликали его Стефан.

Будущий глава Пермской епархии появился в первой половине 40-х столетия и годов в Устюге, в семье русского причетника церкви Святой Божией матери Симеона, уроженца г.Ростова, “отменного родителя, христолюбца, вернаго христианина”, и его жены Марии, “кроме этого христианки”, отмечается в “Житии Стефана Пермского”. В соответствии с легенде, Мария была дочерью крещеного коми-зырянского торговца Дзебаса, и ей еще в трехлетнем возрасте было предсказано родить “епискупа почвы Пермской…”.

Еще ребенком Стефан был дан обучаться грамоте. “Грамоту всю освоил он менее чем за год и стал чтецом канонов в…церкви”, помогал отцу-священнику. “Превзошел он многих сверстников собственных, хорошею памятию, скорым учением преуспевая и остротою ума, быстротою мысли превосходя”, — повествует биограф Стефана Пермского. “И был отрок разумный очень…Пустословам, занятым делами суетными и тщеславными, не внимал, с ними общался и от игр детских и всех повадок отвращался; упражнялся лишь в славословии Божиим и предавался учению, изучением книг занимаясь”. “Еще в младые годы” Стефан решил посвятить собственную жизнь служению Всевышнему. Обучась в Устюге “всей грамматической премудрости и книжной силе”, он покинул отчий дом и направился в Ростов. В том месте в середине 60-х годов Стефан постригся в монахи в монастыре Святого Григория Богослова. Выбор его пал на данный монастырь, “именуемый Затвор”, вследствие того что он являлся собственного рода духовной школой с богатой библиотекой.

В том месте Стефан совершил пара лет. Он “изрядно потрудился в иноческом житии, … более же всего внимая Божественному писанию, большое количество и довольно часто просматривая святые книги и оттуда всяческую добродетель получая”. Стефан обучался настойчиво, вдумчиво, неспешно, потому что “стремился до конца постичь то, о чем говорят любой стих словес, и верно его истолковать”. Он изучил греческий язык и большое количество времени уделял трудам греческих авторов.

Шли годы, и все более креп в душе Стефана план: “обращать в христианство неверных” (т.е. неверующих в Христа). Продолжительное ученичество его закончилось. Стефан стал весьма грамотным, опытным человеком, талантливым многому научить вторых: “Неизменно пребывал он в трудах, …и святые книги писал очень искусно и скоро”. Главным трудом Стефана стала созданная им пермская азбука. Он знал язык пермян, возможно, обучась ему от деда и матери, быть может, бывал в Коми крае в молодости, в годы учения. Решив отправиться к пермянам проповедовать христианство, Стефан осознавал все трудности, каковые поднимутся перед ним благодаря незнания обитателями Коми края русского; письменность нужна была ему чтобы перевести на коми язык богослужебные книги, сделать их понятными и дешёвыми для пермян.

Стефановская азбука складывалась из 24 букв. В качестве примера Стефан применял буквы греческого и славянского алфавита, и древнекоми “пасы” — символы, изображавшиеся на разных предметах. (Кое-какие ученые предполагают, что коми имели собственную письменность на базе “пасов” еще до Стефана, и тот применял ее при создании собственной азбуки). Не все поддерживали Стефана в его многотрудном деле. Раздавались голоса и о неуместности составления грамоты для язычников-пермян. Но Стефан настойчиво трудился, и в 1372 г. работа над созданием письменности была закончена. В том же году “за многую добродетель” ростовский епископ Арсений рукоположил его в иеродиаконы. Стефан начал пользоваться в Ростове большим уважением: ”Хорошему его… житию удивлялись многие не только иноки, но и люди простые”. Пользуясь собственной азбукой, Стефан перевел на коми язык пара книг. В 1378 г. он “поставлен был в священники” епископом коломенским Герасимом.

В 1379 г. Стефан направился в Москву к Герасиму, являвшемуся тогда наместником митрополита (главы церкви), “чтобы получить от него благословение на … хорошее проповедничество” в Коми крае: “И я или научу и обращу в христианство”пермян”, или сложу голову собственную за Христа, и за веру, и за хорошее проповедывание”. Герасим благословил Стефана и устроил ему встречу с князем Дмитрием (Донским), что кроме этого поддержал план Стефана, выдал ему охранную грамоту, что придало миссии Стефана особенный авторитет.

В том же 1379 г. Стефан в сопровождении обоза и охраны с книгами, церковной утварью, другими вещами и иконами прибыл к устью р.Вычегды. Сначала он крестил пермян на Пыросе (в районе современного г.Котласа), выстроил в том месте маленькую церковь, а после этого направился вверх по Вычегде, побывал у коми, живших на р.Вилядь и крестил их. На пути собственном Стефан встретил много сложностей. Часть пермян, “слыша проповедь веры христианской, …захотели верить и креститься”. Но многие коми “захотели воспротивиться сему”, и Стефан сначала “большое количество зла претерпел от неверных пермян: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры”. Проповеднику угрожали смертью, “обступали его с двух сторон и кругом с длинными палками и дубинами, хотя нанести…смертельные удары”, а в один раз постарались сжечь на костре. Не будь у Стефана предоставленной князем охраны, миссия его имела возможность бы закончиться достаточно скоро и без громадного успеха.

Трудности не отвратили Стефана от намеченной цели. В 1380 г. он и сопровождавшие его люди увеличились до устья Выми. Тут, в самом центре Коми края, на пересечении водных дорог и невдалеке от старой кумирницы, были выстроены кельи Благовещения и церковь Богородицы. Так было положено начало современному селу Усть-Вымь. Поселившись в том месте, Стефан начал проповедовать православие среди довольно часто посещавших кумирницу пермян. Церковь, которую он украсил “яко невесту добру”, завлекала взгляды странствующих и путешествующих. Язычники приходили ко мне подивиться “доброте и красоте строения церковного”, вступали со Стефаном в беседы. Мало-помалу его красноречие и терпение стали давать собственные плоды. Пермяне стали принимать правословие, а вести о деятельности Стефана разнеслись по всему Коми краю.

Определив о происходящем, один из пермянских старейшин “сотник” Пам (Пан) собрал отряд и явился с Вишеры к устью Выми, дабы изгнать Стефана и сжечь церковь, чтобы нет ничего, что могло соперничать с древней кумирницей коми. Но поход Пама потерпел полную неудачу; нападавшие вынуждены были сложить оружие а также по распоряжению Стефана выкопали около возвышенности, на которой находились строения, ров, насыпали вал и выстроили стенки Усть-Вымского города. Многие пермяне были тогда крещены.

Житие Стефана Пермского

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector