Культурные нормы появляются на самых ранних этапах истории людской общества. Посредством знаковых совокупностей культуры они передаются от поколения к поколению и преобразовываются в «привычки общества» — обычаи, традиции, в оболочке которых нормы смогут в неизменности сберигаться столетиями. Но в критические периоды истории народа вероятны резкие трансформации в сфере социокультурных регулятивов. Смена норм значительно чаще сопряжена с беспорядками и трудностями.
Национальное своеобразие культур в значительной степени обусловлено действующими в них нормами поведения. Одной из серьёзных линия, характеризующих культуру, есть степень ее нормативности, т.е. обязательность и строгость культурных норм, регламентирующих стороны судьбы людей. Разные культуры владеют различной степенью нормативности (к примеру, в наши дни нормативность русской культуры существенно не сильный, чем британской, китайской и многих вторых). «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации публичных взаимоотношений (что мы и замечаем на данный момент у нас). «Нормативная избыточность», напротив,
7.2. Регулятивы и нормы 147
содействует стабильности общества, устойчивости и твёрдости порядка (это было характерно, например, для Англии «елизаветинской эры»). Вместе с тем она ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нормативная избыточность», так, делается препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «нормативная недостаточность».
С одной стороны, культурные нормы унифицируют поведение людей, снабжают согласованность и единообразие их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает нужным условием для организации совместной деятельности и поддержания порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная судьба людей была бы неосуществима, если бы не существовали нормы, регулирующие их действия и взаимоотношения. Кроме того жизнь стада животных упорядочивается «правилами», каковые определяют отношения между входящими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия при опасности и пр. Жизнь коллектива людей несравненно более сложна. Исходя из этого и требуется культура как средство ее надбиологического регулирования.
Иначе, культурные нормы являются процедурные правила, программы и способы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом содержится их технологическая функция. Они определяют разработку людской деятельности, т.е. то, что и как нужно сделать, дабы достигнуть успеха в каком-либо деле, взять конкретный «технический итог» (не только на производстве, в технике, но и в произвольных вторых областях — в быту, науке, спорте и т.д.).
Функции культурных норм смогут разным образом соотноситься между собой. Существуют культурные нормы, делающие лишь социальную функцию (таково, к примеру, «золотое правило нравственности»: как желаете, дабы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они устанавливают неспециализированные правила социально одобряемого поведения, но нетехнологичны, по причине того, что не показывают конкретных процедур и способов, благодаря которым в каждом отдельном случае эти правила должны выполняться. Другие нормы, напротив, делают только технологическую функцию (в их числе методики ответа математических либо физических задач, производственные нормы, «секреты» опытного мастерства и по большому счету приемы всякой личной деятельности). Они несоциальны, потому, что определяют только кон-
148 Глава 7. нормы и Культурные ценности
7.2. Регулятивы и нормы 151
и как обязан делать обучающийся для усвоения знаний) с социальной (как именно ему надлежит взаимодействовать с другими учениками и педагогом). Скажем, соблюдение правил поведения на занятиях должно быть направлено одновременно и на итог учебной деятельности (получение знаний), и на социальное сотрудничество (упорядочение судьбы коллектива).
Правила дорожного перемещения кроме этого рационально решают порядок задачу (и технологическую безопасность на дорогах) и вместе с тем — задачу социальную (взаимоотношения между участниками перемещения). Наряду с этим обе задачи сливаются в одно органическое целое и выступают как логически, а не символически связанные стороны нормативного поведения.
Обществознание 9 класс 29-31 семь дней. Культурные нормы. Формы культуры