Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

другие классификации:

1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь);

2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей;

3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека;

4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний);

5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).

!!! 3. Формы и разновидности культуры.
3.1. по связи с религией: религиозная и светская;
3.2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;
3.3. по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
3.4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
3.5. по связи с территорией: сельская и городская культура;
3.6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
3.7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
1) В эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры особенно остро стоит вопрос сохранения национальных культур.

Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна.
Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
2) Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений(литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).
Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:

1) высокий уровень (сложность содержания);

2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;

3) подготовленность аудитории к восприятию;

4) узкий круг создателей и аудитории;

5) определяет развитие всей культуры.
3) Массовая культура (поп-культура).

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Особенности (признаки):

1) общедоступность;

2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);

3) серийность, тиражируемость;

4) пассивность восприятия;

5) коммерческий характер.
Основой массовой культуры является массовое общество.
Что такое массовое общество?
Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений.
4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
3.8. Поляков.
1) Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.
2) Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.
3) Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
3.9. по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

4. Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
4.1. Структура духовной жизни общества.
Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
4.2. Особенности духовного потребления:

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
4.3. Традиции и новаторство.
Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опытаи культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция (от латинского traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей:
1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

5. Многообразие культур.
5.1. Субкультура и контркультура.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.
Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.).
В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» — авангард.
5.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
Европоцентризм– различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.
Америкацентризм– концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.
Востокоцентризм(негритюд, панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.
Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
Негритюд (франц. negritude – принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.

5.3. Взаимодействие культур.
1) Диалог культур – 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны.
Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.

Социальная культура: понятие, функции, история и задачи


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: