Отношения между мобильными и стационарными служителями

Теперь давайте рассмотрим отношения между апостолами и старейшинами в поместной церкви, о которых мы уже немного рассуждали при изучении структуры Церкви. Как связаны друг с другом эти два вида служения? Хотя апостол в первую очередь является мобильным служителем, действующим во всем Теле Христовом, но даже ему необходимо где-то иметь дом. Он должен быть в общении с поместной церковью по месту жительства. Можно сказать, что он является членом поместной церкви согласно своему местожительству.

Об отношениях апостола Петра с его поместной церковью написано Первом послании Петра 5:1:

Пастырей («пресбутерос», букв. старейшин) ваших умоляю я, сопастырь («сумпресбутерос», т.е. со-старейшина)…

Будучи жителем города Иерусалим, апостол Петр занял свое положение в поместной иерусалимской церкви как старейшина среди других старейшин. Поскольку апостольское служение, как правило, включает в себя служения пророка, евангелиста, учителя и старейшины, поэтому апостол в своей поместной церкви несет служение и функционирует в качестве старейшины. Он не выше уровня старейшины, поскольку над старейшинами нет никого и ничего. Это основополагающий принцип, который мы не можем игнорировать. Старейшины являются лидерами, и вы не можете стать выше них. Как только вы поставите кого-то над старейшинами, то вам потребуется ставить кого-то над тем человеком, а затем кого-то еще над уже тем человеком, что в конечном итоге неизбежно приведет к появлению бюрократии в той или иной форме.

Еще одним примером взаимодействия мобильных служителей с поместной церковью является церковь в Антиохии. Книга Деяний 13:1:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…

И там перечисляются пять человек, которые названы пророками и учителями. В то время они проживали в Антиохии, и, следовательно, антиохийская церковь была их поместной церковью. В этой церкви они имели лидерскую позицию, поскольку служили пророками и учителями. Но все равно они занимали свои места в данной поместной церкви наряду с другими поместными лидерами.

Как мы уже видели, читая Первое послание Коринфянам 12:28, основными служениями или служителями в поместной церкви являются следующие:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

Самым главным служителем является апостол, за ним следуют пророки и учители, но все они являются «сопастырями». За пределами поместных церквей их власть имеет градацию, но внутри поместной церкви их полномочия равны.

Такое устройство является очень логичным и практичным: необходим очень тонкий баланс, особенно во взаимоотношениях между апостолами и местными старейшинами. Апостолы не могут становиться группой, которая находится выше старейшин. Тем не менее, поскольку они несут апостольское служение, в некоторых вопросах, в частности в вопросах доктрины, они обладают высшей властью.

Баланс необходимо достигать во многих Библейских вопросах. В качестве примера я приведу взаимоотношения между мужем и женой. Писание говорит, что муж является главой жены, однако, он служит жене тем, что питает и греет ее. У каждой из сторон есть свои обязанности (см. Ефес. 5:22-31). Многие браки распадаются из-за того, что один или даже оба супруга не выполняют свои обязанности. Для того чтобы брак был крепким, необходимо, чтобы обе стороны исполняли свои обязанности. Жена должна повиноваться мужу, а муж должен заботливо относиться к своей жене. Если муж не проявляет нежной заботы к жене, то повиновение жены превращается в некое рабство. В то же время муж должен быть лидером, но если жена не подчиняется ему, тогда лидерство мужа превращается в насильственную диктатуру. Поэтому, чтобы брак успешно функционировал, каждая сторона должна занять свое место, а также уважать и признавать положение друг друга.

Насколько я понимаю, именно так обстоит дело с апостолами и старейшинами в поместной церкви. Апостолы не говорят: «Мы — главные. Вы должны делать то, что мы вам говорим, потому что мы апостолы». С другой стороны, в некоторых сферах, относящихся прежде всего к апостольскому служению, мнение апостолов является наиболее авторитетным. Поэтому другие старейшины не могут сказать апостолам: «Вы просто старейшины, и мы не должны уделять больше внимания вашему мнению, чем мнению остальных». Напротив, им следует сказать: «Вы наши со-старейшины, а поскольку вы несете еще и апостольское служение, мы обязаны прислушиваться к вашим словам». Точно также следует поступать и в том случае, если среди старейшин отсутствует поместный апостол, тогда следует прислушиваться к мнению старшего среди старейшин (вспомните наш пример капитана команды), но в любом случае не должно быть никакого диктатора.

О взаимоотношениях апостола и его поместной церкви кроме посланий Петра видно также из Второго послания Иоанна 1:1:

Старец (пресбуторос, старейшина) избранной госпоже и детям ее…

И Третьего послания Иоанна 1:1:

Старец (пресбутерос, старейшина) возлюбленному Гаию…

Иоанн был апостолом, но он занял позицию старейшины, точно так же, как это сделал Петр. Однако из Третьего послания Иоанна становится ясно, что в том городе, где жил Гай, среди старейшин были проблемы. Эти проблемы были вызваны человеком по имени Диотреф, который имел очень распространенное среди христиан болезненное желание: он хотел господствовать над всеми остальными. Он хотел быть единственным, кому все подчиняются, и желал, чтобы за ним во всем и всегда оставалось последнее слово. Иоанн был очень мягким и любящим человеком, однако о Диотрефе он говорил довольно жестко. Третье послание Иоанна 1:9-10:

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Это очень типичная для церкви ситуация. Диотреф решил, что он будет единственным пастором, и все должны делать то, что он говорит. Иоанн, будучи апостолом, сказал: «Если я к вам приду, то разберусь с Диотрефом». Обратите внимание, как здесь взаимодействуют разные виды власти.

Несомненно, во всех сферах христианской жизни, а также в сферах жизни поместной церкви есть элемент власти и дисциплины. Когда христиане отвергают дисциплину, это приводит к хаосу и катастрофе. Большинство христиан не имеет ни малейшего представления о том, что значит быть под властью дисциплины. Часто, приняв крещение Святым Духом, люди начинают неправильно представлять себе, что такое свобода. Они говорят: «Теперь я свободен. Я могу делать, что хочу». Это не свобода, а ребячество!

Когда мы служили в Кении, эта страна стояла на пороге обретения независимости, и кенийцы говорили между собой: «Когда наступит ухуру (независимость), мы сможем ездить на велосипеде по любой стороне улицы. Мы будем ездить в автобусах бесплатно. Нам больше не придется платить налоги». Так они представляли себе независимость. Некоторые христиане так же наивны в духовном плане, как эти люди в политическом. Во всех сферах христианской и церковной жизни есть власть и дисциплина. Помните, что первые люди, которые были названы христианами, были «учениками» или теми, «кто получал наставления» (см. Деян. 11:26). Нам необходимо вернуться к пониманию множественности церковного лидерства, при котором нами будут руководить и нас наставлять благочестивые блюстители.

Правильные отношения в семье. «ProСемью» (4_14)


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: