Социально-культурная деятельность как объект проектирования

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие

личной и социальной активности в сфере культуры характеризуется

категорией социально-культурная деятельность, которая обозначает как

разные феномены социальной и культурной жизни, так и особые

технологии. В данной связи нужно более четко представить себе ту

действительность, которая будет предметом практической деятельности (и

в первую очередь — проектирования) для многих профессий социально-

культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попытаемся развести содержание исходных понятий социум и

культура, разглядеть их как довольно независимые друг от друга

действительности, закрепив за ними тот суть, что есть классическим

и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, объект проектирования и предмет анализа возможно представить

в виде базовых социальных субъектов (социальных групп, организаций,

университетов), каковые являются универсальными, обычными и устойчивыми

публичными образованиями, и процессов социальной механики, т.е.

социальных сотрудничеств, взаимоотношений. Исходными чертями при анализе

социологической проблематики являются социальная роль и статус.

Культура как следствие является совокупностью традиций, норм,

сокровищ, смыслов, идей, знаковых совокупностей, характерных для социальной

общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и

делающих функции социальной ориентации, снабжающих принадлежность,

консолидацию людских сообществ, личное самоопределение личности.

В процессуальном замысле культура имеется деятельность (личностей, социальных

групп, университетов, общества) в разных сферах сознания и бытия,

воображающая собой своеобразны человеческий метод преобразования

возможностей и природных задатков, она имеется единство опредмечивания

(производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм,

сокровищ, их освоения и идей, хранения, трансляции, превращения их во

внутренние качества личности.

“Социальное и культурное растворены друг в друге, потому что в любом социальном

явлении постоянно присутствует человек как носитель социальных ролей и

культурных сокровищ. Как раз человек есть первичным атомом социальных

структур, культурных процессов и отношений.

Воображая собой единство, труднопреодолимое кроме того на уровне теоретического

анализа, категории социум и культура одновременно с этим обозначают в рамках

одной совокупности два полюса с смыслами и оппозиционными функциями:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и

природы собственного национального мира. Культура — это врастание в национальный

мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума — делать человека публичным, обеспечив его комплектом

нужных ролей и разработками их выполнения. Сущность культуры —

содействовать формированию духовно целостной личности, преодолению

социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание

которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и

ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их в основном

теоретико-познавательный темперамент, попытаемся, с одной стороны, отыскать то

общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании

найти несамодостаточность каждой из них, которая и растолкует

функционально-смысловую связь этих категорий.

Точкой отсчета в этом случае будет культура, и вдобавок правильнее — ее

процессуальный уровень. Как раз взор на культуру как на процесс создания,

хранения, освоения, трансляции сокровищ, норм, образов судьбы, и

материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает

нужным применение категории деятельность; во-вторых, актуализирует

и проясняет категорию социального, потому что культура как процесс живет в

деятельности разных социальных субъектов. В отрыве от них культура

застывает в разных предметных формах, каковые только фиксируют сокровище,

традиции, обряды, предания предшествующих исторических эр, не делая их

фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, связь социального и культурного, опосредуемая деятельностью

разных субъектов, рождает особенную действительность, фиксируемую понятием

социально-культурная деятельность.

Схематично это возможно представить следующим образом:

Факультет социально-культурной деятельности / СКД

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector