В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие
личной и социальной активности в сфере культуры характеризуется
категорией социально-культурная деятельность, которая обозначает как
разные феномены социальной и культурной жизни, так и особые
технологии. В данной связи нужно более четко представить себе ту
действительность, которая будет предметом практической деятельности (и
в первую очередь — проектирования) для многих профессий социально-
культурной и социально-педагогической направленности.
Для начала попытаемся развести содержание исходных понятий социум и
культура, разглядеть их как довольно независимые друг от друга
действительности, закрепив за ними тот суть, что есть классическим
и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
Социум как явление, объект проектирования и предмет анализа возможно представить
в виде базовых социальных субъектов (социальных групп, организаций,
университетов), каковые являются универсальными, обычными и устойчивыми
публичными образованиями, и процессов социальной механики, т.е.
социальных сотрудничеств, взаимоотношений. Исходными чертями при анализе
социологической проблематики являются социальная роль и статус.
Культура как следствие является совокупностью традиций, норм,
сокровищ, смыслов, идей, знаковых совокупностей, характерных для социальной
общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и
делающих функции социальной ориентации, снабжающих принадлежность,
консолидацию людских сообществ, личное самоопределение личности.
В процессуальном замысле культура имеется деятельность (личностей, социальных
групп, университетов, общества) в разных сферах сознания и бытия,
воображающая собой своеобразны человеческий метод преобразования
возможностей и природных задатков, она имеется единство опредмечивания
(производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм,
сокровищ, их освоения и идей, хранения, трансляции, превращения их во
внутренние качества личности.
“Социальное и культурное растворены друг в друге, потому что в любом социальном
явлении постоянно присутствует человек как носитель социальных ролей и
культурных сокровищ. Как раз человек есть первичным атомом социальных
структур, культурных процессов и отношений.
Воображая собой единство, труднопреодолимое кроме того на уровне теоретического
анализа, категории социум и культура одновременно с этим обозначают в рамках
одной совокупности два полюса с смыслами и оппозиционными функциями:
Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и
природы собственного национального мира. Культура — это врастание в национальный
мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума — делать человека публичным, обеспечив его комплектом
нужных ролей и разработками их выполнения. Сущность культуры —
содействовать формированию духовно целостной личности, преодолению
социально-ролевой ограниченности человека.
Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание
которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и
ценностно-ориентированная.
Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их в основном
теоретико-познавательный темперамент, попытаемся, с одной стороны, отыскать то
общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании
найти несамодостаточность каждой из них, которая и растолкует
функционально-смысловую связь этих категорий.
Точкой отсчета в этом случае будет культура, и вдобавок правильнее — ее
процессуальный уровень. Как раз взор на культуру как на процесс создания,
хранения, освоения, трансляции сокровищ, норм, образов судьбы, и
материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает
нужным применение категории деятельность; во-вторых, актуализирует
и проясняет категорию социального, потому что культура как процесс живет в
деятельности разных социальных субъектов. В отрыве от них культура
застывает в разных предметных формах, каковые только фиксируют сокровище,
традиции, обряды, предания предшествующих исторических эр, не делая их
фактом сегодняшних культурных процессов.
Итак, связь социального и культурного, опосредуемая деятельностью
разных субъектов, рождает особенную действительность, фиксируемую понятием
социально-культурная деятельность.
Схематично это возможно представить следующим образом:
Факультет социально-культурной деятельности / СКД