Системы международного таможенного транзита

Наиболее универсальной среди них является система МДП (the TIR system), действующая на основании «Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП («Конвенция МДП») — Customs Convention on the International transportation of goods under cover of TIR carnets (TIR Convention) от 14 января 1975 г., которая вступила в силу 20 марта 1978 г.. Участниками конвенции является большинство европейских стран, страны Азии, Африки и Америки. СССР присоединился к конвенции в 1982 году; в силу правопреемственности она действует сегодня в полном объеме на территории России. Условия Конвенции МДП распространяются на воздушный транспорт.

Конвенция предусматривает возможность выполнения перевозок в автомобилях и контейнерах под таможенными печатями и пломбами таможни страны отправления до таможни страны назначения, как правило, без таможенного досмотра на границах при использовании книжки МДП. Конвенция определяет ответственность гарантийных институтов ее применения, вопросы уплаты пошлин и сборов, порядок допущения транспортных средств и контейнеров к перевозке под таможенными печатями и пломбами, процедуру перевозки с применением книжки МДП (карнета TIR, carnet) и положение по перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов с соблюдением процедуры МДП.

Согласно конвенции при перевозке грузов с применением книжки МДП таможенным органам не рекомендуется требовать специального таможенного документа или каких-либо гарантий на временный ввоз на территорию страны автотранспортного средства или контейнера.

Книжка МДП является таможенным документом, по которому осуществляется контроль за доставкой грузов, перевозимых в грузовых автомобилях и в контейнерах под таможенными печатями и пломбами таможни страны отправления до таможни страны назначения. Применение книжки МДП освобождает перевозчика от уплаты залоговых сумм, пошлин и сборов, а также, как правило, позволяет не предъявлять груз к таможенному досмотру на промежуточных таможнях. В результате применения этих документов повышается оперативность перевозок, сокращаются транспортные расходы.

Книжки МДП могут также применяться и при перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов. (Приложение № 26)

Книжки МДП целесообразно применять при перевозках грузов во все страны, являющиеся участниками Конвенции МДП 1975 года.

Перевозка с использованием книжки МДП представляется в практическом плане следующим образом.

Книжка МДП представляет собой сшив накладных международного образца, имеющих различный цвет. Книжка МДП является документом строгого учета, поэтому в ней нумеруются все страницы и корешки к ним, а также специальный отрывной талон на случай изъятия книжки таможенными органами.

На титульном и каждом внутреннем листе должен быть поставлен штамп владельца автотранспортного средства. Титульный лист заполняется на пишущей машинке или с помощью компьютера.

Внутренние листы заполняются на основании международной накладной (CMR) из расчета по два листа (четный и нечетный) на каждую страну проезда, включая страны отправления и назначения. Отрывная часть каждого листа представляет собой грузовой манифест, который составляется на языке страны отправления либо на английском, немецком или русском языках.

Все параметры груза (масса, объем и другие необходимые) приводятся в метрических единицах, стоимость груза — в валюте, как правило, в долларах США (евро)

Правильность заполнения карнета МДП контролируется водителем или экспедитором (водители, как правило, совмещают и должность экспедитора). После сверки заполненной книжки с международной накладной водитель заверяет манифест своей подписью в графе 15.

В стране отправления заполненная книжка МДП предъявляется в таможню, в зоне действия которой находится пункт погрузки. При надлежащем оформлении всех документов кузов транспортного средства пломбируется, делаются соответствующие отметки в таможенной декларации и книжке МДП, после чего отрывается ее первый лист, означая выпуск груза. При пересечении границы на пограничной таможне отрывается второй (четный) лист книжки МДП с соответствующей отметкой на корешке. Если выпуск груза оформляется на границе и пограничная таможня выполняет функции таможни отправления, отрываются два листа книжки МДП. В дальнейшем при пересечении границ стран, проезжаемых транзитом, следующие нечетные и четные листы книжки отрываются, соответственно, при въезде и выезде из страны.

По прибытии в пункт назначения перед выгрузкой книжка МДП предъявляется таможне для оформления и снятия таможенных наложений (пломб, печати) грузового кузова автомобиля. При этом, как и ранее, водитель должен проследить за правильным изъятием отрывного листа и проставлением отметок и штампов в корешке книжки.

Последнее десятилетие ознаменовалось многочисленными случаями нарушений режима МДП. Под руководством Европейской экономической комиссии ООН осуществляются дальнейшие мероприятия по совершенствованию и обеспечению надежности системы. Введено обязательное страхование ответственности в клубах взаимного страхования, создается новая международная компьютерная таможенная система слежения за движением грузов — NCTC (the New Computerised Transport System), т. е. формируется, по существу, «фактически новая система — Safetir».

(Существует ряд региональных таможенных конвенций, например, «Северная» или «Скандинавская», существенно упрощающая передвижение грузов между Финляндией, Швецией и Норвегией; единое таможенное пространство ЕС; существующий более 100 лет «Бенилюкс» и другие. Так, таможенная талонная книжка Карнет де пассаж является международным таможенным документом, установленным «Таможенной конвенцией, касающейся временного ввоза автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях» от 18 мая 1956 г. На её основе осуществляется и контролируется временный ввоз и вывоз иностранных автотранспортных средств без уплаты таможенных налогов и сборов в страны и из стран, требующих предъявления этого документа.

Применение Карнета де пассаж позволяет избежать указанных расходов, значительно сократить время простоя автотранспортных средств на границе на проведение таможенных формальностей и, в конечном счёте, снизить транспортные издержки. Карнет де пассаж используется при въезде в Турцию, Иран, Сирию, Иорданию.

Международные автомобильные перевозчики России получают книжки МДП (и «Карнеты де пассаж») в «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков», Москва, (АСМАП)

Конвенция ATA

Эта Конвенция регулирует вопросы временного беспошлинного ввоза товаров.

Экспедиторы, обслуживающие выставки за рубежом, временно ввозившие в иностранные государства какое-либо профессиональное оборудование, инструменты и предметы, сталкивались с определенными трудностями и потерями времени. С 1961 г. эти вопросы успешно регулируются международной системой карнетов АТА. Термин «карнет» означает документ, а термин АТА — «разрешение на ввоз». Россия присоединилась к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза и к Конвенции о временном ввозе 1990 г. при перемещении «товаров» любым средством транспорта. Эта Конвенция содержит положения о документах временного ввоза и о товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях и подобных мероприятиях. Приложение ВЗ касается контейнеров, поддонов, упаковок, образцов и других товаров, ввезенных в связи с коммерческой операцией. Приложение В5 касается товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей. Карнет АТА выдает ТПП РФ под гарантию Внешторгбанка России.

ГТК РФ установило понятие таможенного перевозчика. Таможенным перевозчиком признается зарегистрированный в ГТК РФ перевозчик, осуществляющий перевозки товаров, находящиеся под таможенным контролем, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Для регистрации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика необходимо:

1. иметь транспортные средства, оборудование которых соответствует Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами в количестве, определяемом таможней, в регионе деятельности которой находится предприятие, исходя из того, что товары, которые по техническим причинам могут перевозиться на таких транспортных средствах, должны перевозиться только на них;

2. заключить договор страхования своей деятельности. Объектом страхования является ответственность перед таможенными органами и лицами, товары которых перевозятся;

3. иметь в собственности или в полном хозяйственном ведении либо арендоаа гь на срок не менее трех лет такое количество оборудованных в соответствии с Правилами оборудования транспортных средств, которое обеспечивало бы прибытие в течение 24 часов хотя бы одного транспортного средства в место таможенного оформления в регионе деятельности таможенного органа котором таможенный перевозчик зарегистрирован. При этом спо действия аренды должен полностью охватывать срок действи регистрации.

Что такое система МДП?


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: