Проходимость АТС — эксплуатационное свойство, определяющее возможность его движения в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.
К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги. К препятствиям относятся: уклоны; барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы); дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т. д.).
Потеря проходимости автомобиля может быть полной (прекращение движения — застревание) или частичной (снижение скорости движения).
Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, так как для любого из них может возникнуть необходимость съезда благоустроенной дороги, проезда участков дорог, находящихся в неисправном состоянии, движения по грунтовым объездам ремонтируемых или строящихся участков дорог и мостов, движения в зимнее время по неровным, заснеженным дорогам.
Однако требуемая степень проходимости неодинакова для различных типов АТС в зависимости от дорожных условий, для работы в которых они предназначаются. Например, АТС, предназначенные для использования в крупных городах или на автомобильных магистралях, работают почти исключительно в хороших дорожных условиях, поэтому требования к их проходимости могут быть минимальными. Для автомобилей, которые систематически работают в трудных дорожных условиях (сельская местность, горы, тайга, пустыня, тундра, карьеры, котлованы, временные подъездные пути и т. п.), проходимость имеет первостепенное значение.
По уровню проходимости АТС подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости.
К дорожным относятся АТС, предназначенные преимущественно для работы на дорогах с твердым покрытием. Конструктивными признаками таких АТС являются: неполноприводность (колесная формула 4х2, 6х2, 6х4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в траисмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов.
АТС повышенной проходимости используются как на дорогах с твердым покрытием, так Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.
Наиболее показательными факторами проходимости являются: дорожные просветы под низшими точками (клиренс); углы свеса (передний и задний); радиусы продольной и поперечной проходимости; распределение массы по осям; тип и размер шин; совпадение следов передних и задних колес; удельное давление шин на дорогу; габаритные размеры АТС; наибольшая глубина преодолеваемого брода (степень защищенности механизмов АТС от воды).
Свес — Часть АТС, выступающая за пределы колесной базы. Передний (задний) свес — расстояние от центра передних (задних) колес до крайней передней (задней) точки
Дорожный просвет (клиренс) — Расстояние между поверхностью дороги и низшей точкой транспортного средства без учета шин и грязеотражателей. Обычно наиболее низко расположены передняя и задняя оси автомобиля. Поэтому для оценки проходимости принято измерять дорожные просветы под осями автомобиля.
Углы свеса -Углы между плоскостью, касательной к колесам и к нижней точке в передней или задней части АТС, и плоскостью дороги . определяют наибольшие углы наклона дороги или препятствий, которые может преодолевать подвижной состав при движении передним и задним ходом
Радиус продольной проходимости — Радиус цилиндрической поверхности, касающейся колес соседних осей и находящейся между этими колесами под днищем АТС . Чем меньше величина продольного радиуса проходимости, тем выше проходимость автомобиля.
Радиус поперечной проходимости — Радиус цилиндрической поверхности, касающейся левого и правого колес моста и находящейся между этими колесами и нижней точкой АТС.
Удельное давление шин на дорогу — Отношение массы АТС к площади контакта его шин с дорогой. Имеет большое значение для проходимости АТС при его движении по грунтовым дорогам и бездорожью (снежной целине, болотистым местам, неплотному грунту и т. п.). Чем меньше удельное давление, тем меньше глубина образуемой колеи, меньше сопротивление движению и возможность застревания автомобиля.
Техническая производительность машин и механизмов циклического действия.
Технической производительностью погрузочно-разгрузочной машины (механизма) называют массу или объем груза, которые могут быть погружены (разгружены) данной машиной (механизмом) за расчетный период времени ее (его) непрерывной работы при условии оптимального использования в соответствии спаспортными данными. За расчетный период обычно принимают один час работы. Техническая производительность обычно указана в паспорте машины (механизма)
В случае, отсутствия паспортных данных техническая производительность определяется по расчетным формулам.
Для машин и механизмов прерывного (циклического) действия часовая техническая производительность определяется:
где: qM — грузоподъемность машины, механизма, т;
VK — объем ковша или грейфера, м3;
ТЦ — продолжительность одного цикла машины, механизма, с.
Время цикла работ машины прерывного действия определяется как сумма времени, затрачиваемого на отдельные операции с грузом и без груза (возврат рабочего органа машины) в процессе погрузки-разгрузки груза.
Продолжительность одного рабочего цикла погрузочно-разгрузочной машины, механизма определяется по следующей формуле:
Премьера! Колесные Монстры МЗКТ (МАЗ) ! не пропусти!