В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в Российской Федерации во многом будет зависеть от формирования совокупностей стандартов качества как базы нормативно-функционирования систем и правовой базы организации управления качеством. значения стандартов и Повышение роли качества во всемирной практике позвано рвением выработки единого подхода к понятию качественная продукция.
Серьёзным элементом в совокупностях управления качеством изделий есть стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит самые рациональные нормы, а после этого закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Основная задача стандартизации — создание совокупности нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для потребностей народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, и контроль за правильностью применения данной документации.
Нормотворческая деятельность проявляется в первую очередь в применении и разработке стандартов.
Стандарт — нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (либо предприятием). Стандарт возможно создан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, требования и правила разного характера. В стандартах регламентируются способы измерения, испытания и контроля продукции. Как раз в стандартах устанавливаются требования к производимой продукции, соблюдение которых разрешает вычислять эту продукцию качественной.
С переходом к рынку в Российской Федерации изменился сам подход к использованию и организации совокупности стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на необязательной базе (с участием всех заинтересованных сторон), а использование стандартов в большей части являются рекомендацией. Но требования национальных стандартов РФ подлежат обязательному исполнению организациями и всеми предприятиями независимо от форм собственности, в случае если это связано с безопасностью здоровья и жизни людей, их имущества, охраны внешней среды и т.д.
На данный момент сформировалась Национальная совокупность стандартизации РФ (ГСС), которая регламентирует процессы построения, распространения и изложения стандартов в РФ. ГСС включает пять основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92. Главные положения.
ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки национальных стандартов.
ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, регистрации и утверждения технических условий.
ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Неспециализированные положения.
ГОСТ Р 1.5-92. Неспециализированные требования к построению, изложению, содержанию и оформлению стандартов.
В национальные стандарты РФ включены следующие положения:
необходимые требования к качеству продукции, услуг и работ, снабжающие безопасность для жизни, имущества и здоровья, охрану внешней среды, необходимые требования техники производственной санитарии и безопасности;
необходимые требования по взаимозаменяемости и совместимости продукции;
необходимые способы контроля, требований к качеству продукции, работ, одолжений, снабжающих их безопасность для жизни, имущества и здоровья людей, охрану внешней среды, взаимозаменяемость и совместимость продукции;
главные потребительские и эксплуатационные особенности продукции, требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортированию, и к утилизации продукции;
положения, снабжающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании одолжений, правила обеспечения качества продукции, рациональное использование и сохранность всех видов ресурсов, термины, обозначения и определения, метрологические и другие нормы и общетехнические правила.
В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
национальные стандарты РФ (ГОСТ);
отраслевые стандарты (ОСТ);
технические условия (ТУ);
стандарты объединений и предприятий фирм (альянсов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
стандарты научно-инженерных союзов и технических обществ, ассоциаций и других публичных объединений (СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его содержания и специфики разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию, услуги;
стандарты на процессы;
стандарты на способы контроля, опробований, измерений, анализа.
Развитие внешнеэкономических связей стало причиной необходимости выработки стандартного подхода к понятию производство качественной продукции. Интернациональная организация по стандартизации (ИСО) создала требования к качеству на интернациональном уровне. Главное назначение западных стандартов — это создание на интернациональном уровне единой методической базы для совершенствования и разработки новых действующих их сертификации и систем качества.
В 1987 г. Интернациональная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по совокупностям качества, каковые были созданы на базе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения либо управления качеством продукции.
Западные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на как следует новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:
ИСО 9000 Неспециализированное управление качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по применению и выбору.
ИСО 9001 Совокупность качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (либо) разработке, производстве, обслуживании и монтаже.
ИСО 9002 Совокупность качества. Модель для обеспечения качества при монтаже и производстве.
ИСО 9003 Совокупность качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и опробованиях.
ИСО 9004 Неспециализированное управление качеством и элементы совокупности качества. Руководящие указания.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке совокупностей качества и в один момент регламентировали отношения между потребителями продукции и производителями.
Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых государствах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Англия, Германия,
Швеция и др.).
Учитывая прогрессивный темперамент западных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, у нас стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого применения в виде следующих трех Национальных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.
международные стандарты и Казахстан ISO